On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 17
Зарегистрирован: 07.02.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 19:40. Заголовок: Психология


Хотелось бы затронуть такую немаловажную часть подготовки как подготовку психологическую. Давайте делиться своими наработками в этой области. Например, на соревнованиях на выезде, всегда спрашивайте у ребенка, что ему снилось. Реальный пример из жизни - выездной фестиваль, тур утром, игра за место в тройке призеров, играть черными, вечером подготовил ребенка рицепил ему латышский гамбит. С утра спрашиваю, как он спал и что ему снилось, на что получаю ответ, ввергший меня в панику: "Снился Латышский, где я проигрываю во всех вариантах"... срочно пересели на Филидора, партию он выиграл, после чего сказал "В Латышском бы я проиграл". Подсознательно ребенок уже был уверен, что проиграет эу партию. А вот как остановить процесс "рассыпания", то есть получения необъяснимого нуля за нулем, я не знаю.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 13 [только новые]


администратор


Сообщение: 240
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 18:50. Заголовок: Замечательная тема. ..


Замечательная тема. И интересный пример. Воспользуемся обязательно. Спасибо.
Сейчас расскажу об одном, достаточно своеобразном, методе подготовке своего ученика к партиям на выездном фестивале. Хотелось бы сразу оговорить, что для каждого ученика нужен индивидуальный подход. То же самое относится и к психологической подготовке. Очень велика вероятность при неправильном подходе оказать неблагоприятное влияние.
Случай, о котором я сейчас расскажу, уже описан на страницах сайта. Кто хочет – тот найдет. Здесь же обойдусь без реальных имен и фамилий. Назовем моего ученика Петром Ивановым, чтобы было проще. У Петра был на тот момент 3 разряд и он давно мечтал выполнить 2. Но никак это не удавалось по различным причинам. И вот представился очередной шанс повысить свою квалификацию на замечательном фестивале. Для выполнения 2 разряда необходимо набрать 6 очков из 8. В первой своей партии Петя играет вничью. Видно, что с ним что-то не то. Нет настроения. Попытка поговорить не увенчалась успехом. Во втором туре снова ничья. И это при том, что в Саранске он практически всегда играет результативно. Результат вроде неплохой, я был доволен. Только настроение Пети не вызывает уверенности. Надо было что-то делать. Только я не знал что. Стоит заметить, что Пете я не мог помочь при подготовке к партии, поскольку он жил отдельно у родственников и виделись мы только в турнирном зале. Он приходил на турнир за несколько минут до начала партии и вряд ли можно рассчитывать на подготовку в столь короткий промежуток времени. Да и навредить можно больше, чем помочь. Вот тогда я решил действовать по-другому. Конечно, к каждому ученику нужен индивидуальный поход, что для одного подходит, для другого неприемлемо. Но всё же. Я воспользовался одним методом и сейчас его расскажу. Дело было вот в чем. Говорят, что «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Я решил действовать по правилу «если гора не идет к Магомету, то Магомет тоже не идет к горе»!!! Поскольку у Пети в первый день (играли по 2 партии в день) не было никакого желания играть и разговаривать. Тогда я сделал вид, что мне абсолютно безразлично, как он играет, сколько у него очков и т.п. Я специально при нём разбирал партии других учеников, но даже не узнавал у него, как он сыграл. Эффект потрясающий!!! Еще раз говорю, что не со всеми такой фокус пройдёт! Петя набрал 4 очка за 2 дня. После 6 туров сенсационно для меня у Коли (другого ученика) и Пети было по 5 очков. Они делили 1-4 места. Я всеми силами скрывал своё восхищение результатом и думал только о следующем туре и необходимости побеждать. Для выполнения 2-го разряда достаточно набрать всего одно очко в двух партиях. То, что произошло после 7 тура, следует описать. Открывается дверь и заходит Петя. На лице огромная улыбка. Я понимаю, что он скорее всего победил, но надо же уточнить. ВПЕРВЫЕ за 3 суток я спросил у него, выиграл ли он? В ответ только большая улыбка и знак глазами, что ДА. Я, естественно, поздравил с прекрасным результатом. Петя так долго мечтал о 2 разряде. И это наконец произошло. Я был очень рад, не меньше, чем сам Петя. К тому же, моя затея после 2-го тура оказалась настолько удачной, что даже не верилось. 5 побед подряд!!!!! И что бы Вы думали… Знаете, что как сыграл Петя в последнем туре? НИЧЬЯ!
P.S. Просьба не экспериментировать с этим методом. Опасно!

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 50
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.09 12:10. Заголовок: Да, случается психол..


Да, случается психологический надлом довольно часто, к сожалению. Я, например, видя такое "безобразие", предлагал просто безобразить за доской - экспериментировать))) При этом, конечно надо убедить "безобразника", что этот турнир не последний! Нет, не внушить ему безразличие. Убедить, что трагедии в проигрыше нет. Сомневаюсь, что со мной согласятся, но мне всегда больше жаль ребенка, чем виртуального результата!
Когда у меня наступает период "тупой головы", я до еще большего отупения решаю композиции))) Опять же, сомневаюсь, что и этот способ "лечения" кому-нибудь понравится. Это к тому, что шахматисты - очень странный народ в большинстве своем!

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 23
Зарегистрирован: 07.02.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 00:48. Заголовок: Kartviller пишет: У..


Kartviller пишет:

 цитата:
Убедить, что трагедии в проигрыше нет. Сомневаюсь, что со мной согласятся, но мне всегда больше жаль ребенка, чем виртуального результата!


Моя фраза всегда "Играйте в свое удовольствие")) Всегда спрашиваю понравилась ли партия, даже и проигранная. Имеет место и ситуация, когда ребенок "перегоел", то есть переконцентрировался на сопернике и в результате допустил грубый зевок

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 718
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.11 08:50. Заголовок: Помогите разобраться..


Помогите разобраться с одним интересным фактом. Ребенок в местных взрослых и детских турнирах показывает неплохой уровень. Не допускает глупых просмотров, ненужных ходов, всегда есть план. Но на выездных соревнованиях ребенка будто подменяют. Качество партии ухудшается в разы. Отсутствует план, ребенок не может объяснить свои ходы. Идет игра фактически в поддавки. Почему так происходит? Как с этим бороться?

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 246
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.11 16:20. Заголовок: Новая обстановка дов..


Новая обстановка довольно часто становится причиной "сбоев". Спортсмену трудно сосредоточиться. Способность не терять концентрацию можно тренировать различными способами.
Например, чемпион мира Ботвинник, играя тренировочный матч с гроссмейстером Рагозиным, просил того курить во время партии. Причем сам Ботвинник табачный дым терпеть не мог!
Я не рекомендую играть в клубах дыма (видимо о вреде пассивного курения тогда не задумывались). Я предлагаю выяснить, какие именно факторы влияют на потерю концентрации. Это могут быть и шум, духота, назойливое внимание зрителей... А дальше по аналогии с чемпионом мира!

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 247
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.11 16:21. Заголовок: Что-то вроде закалив..


Что-то вроде закаливания.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 723
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.11 19:58. Заголовок: Поставлю вопрос по-д..


Поставлю вопрос по-другому. Ребенок во взрослых турнирах показывает "взрослую". качественную игру без зевков, с наличием плана, с комбинациями и прочее. Но в детских турнирах ребенка будто подменяют, он играет на разряд-другой хуже. В чем может быть причина и как бороться?

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 252
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.11 23:29. Заголовок: Абстрагируем таким о..


Абстрагируем таким образом. "Взрослая" игра (более логичная) - правило, "детская" - исключения из правил. Вывод: ребенок усвоил правила, но не знает исключений! Рецепт - комментировать собственные партии. Почему-то многие скептически относятся к данной рекомендации, однако я ни разу ни от кого не слышал, дескать: "потратил много "лишнего" времени на комментирование своих партий". А эффективность метода зависит от качества проделанной работы...

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 728
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.11 10:06. Заголовок: Не вижу связи между ..


Не вижу связи между комментированием партий и снижением уровня игры ребенка в детских турнирах.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 258
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.11 11:23. Заголовок: Очень жаль, что не в..


Очень жаль, что не видишь!
Предположим, шахматы можно разбить на конечное число типовых позиций, в каждой из которой есть типовой план действий. Ученик в процессе обучения (не зависимо от методики) "наматывает себе на ус" проверенные практикой (сыгранными партиями, но не только, см. далее) данные. Позиции, тактические и стратегические приемы, разобранные на занятиях, во взрослых турнирах быстро получают обкатку. В детских турнирах очень часто (не всегда по своей вине!) ученик попадает не в типовую позицию и теряется. На самом деле, как я предположил ранее, все позиции типовые, не типовые они пока для ученика! А чтобы таковыми стали ("на ус намотались") трудно найти что-то лучшее комментирования партий! Есть еще один метод, который однако всем рекомендовать не буду. Разыгрывание типовых позиций в блиц. У этого метода масса побочных эффектов, тогда как комментирование их лишено!

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 731
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.11 11:30. Заголовок: Kartviller пишет: ..


Kartviller пишет:

 цитата:
В детских турнирах очень часто (не всегда по своей вине!) ученик попадает не в типовую позицию и теряется.


Речь идет как раз о "типовой позиции". К примеру, дебют Рети ребенок постоянно играет и во взрослых соревнованиях, и в детских. И перед партией этот дебют как раз заготовлен. Но во время партии ребенок словно забывает, что нужно делать. В другое время он бы играл в свою силу, а здесь начинает делать такие ходы, которые в другое время никогда бы не сделал. И ошибки идут со стороны рассматриваемого ребенка, а не со стороны соперника. Что это такое? Дебют знаком, был накануне повторен, в партии все идет так, как планировалось, а ребенок "плывет".

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 262
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.11 11:50. Заголовок: Если со стороны сопе..


Если со стороны соперника ошибок мало, т.е. можно его сравнить со взрослым, тогда возвращаемся к потере концентрации. Надо выяснять причину. Это сложнее. Здесь уже нужны навыки психолога!

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 57
Зарегистрирован: 06.04.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.11 11:52. Заголовок: похоже на потерю кон..


похоже на потерю концентрации и расслабленность. интересно бы узнать узнать такой параметр как хронология ходов (велика ли разница во взрослых и в детских)

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет