On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор


Сообщение: 224
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.09 23:41. Заголовок: Методы работы с начинающими


В этой теме хотел бы поделиться теме небольшим своим опытом по работе с начинающими. Надеюсь, что другие шахматисты, не обязательно тренеры, также не останутся в стороне и выскажут своё мнение по этому вопросу. Итак, приступим.
Знакомство с доской. Честно признаюсь, что узнал об этом методе из книги Зака. Поскольку книги под рукой сейчас нет, то буду описывать всё своими словами. Не так много детей, маленьких детей, которые будут внимательно слушать о том, как правильно называть поля доски. Им это неинтересно. Для детей намного важнее сам процесс игры. Тогда почему бы не превратить процесс знакомства с шахматной доской в игру? Делается это очень просто. На двойном листке в клетку (чтобы было удобнее) рисуются две шахматных доски, подписываются горизонтали и вертикали. Лист расположить таким образом, чтобы на одной части можно нарисовать доски, а второй частью прикрыть то, что нарисовано, от других. Ничего Вам это не напоминает? Конечно, морской бой!!! На левой доске рисуете корабли, например, с 3 палубами, с 2 и с 1. Количество кораблей произвольно. А на правой доске отмечаете свои выстрелы. Не буду здесь рассказывать о правилах морского боя, все их знают. По заверениям Зака дети с желанием и очень быстро изучают доску подобным образом. Я решил проверить это на практике.
Сначала я просто рассказывал о доске. Кто-то сразу схватывал, кто-то чуть позже, для многих же это было совершенно непонятно. Я на ОДНОМ занятии провел морской бой. Ажиотаж, с которым прошло занятие, трудно представить. Дети, которые с неохотой занимались шахматами, просто рвались за шахматные доски. Поиграть-то поиграли, а вот выучили ли дети доску? Я пока не знал. И вот на следующем занятии я предложил лучшему ребенку закрыть глаза и попытаться угадать цвет того поля, которое я буду называть. Он справился практически на отлично. Кажется, была всего одна ошибка. Тут ко мне подошла девочка (не буду называть фамилию), которая очень настойчиво попросила и её так же проверить. Надо сказать, что до занятия с морским боем она вообще ничего не понимала в нотации. И как я не старался, она не могла понять, как же называть эти странные поля. Естественно, я не хотел, чтобы девочка пробовала свои силы в столь сложном испытании. По всем раскладам, она должна была с треском завалиться, не назвав ничего правильно. Но она очень упрашивала. Тогда я согласился. И что Вы думаете? Ни единой ошибки!!! Я просто не поверил. Как я её не путал, девочка не ошиблась ни разу! Я был в шоке.
Так что советую всем тренерам и родителям начинающих шахматистов метод «морского боя» при изучении шахматной доски. Результаты просто великолепные.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 46 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]





Сообщение: 1
Зарегистрирован: 01.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.10 21:06. Заголовок: Прочитал первый пост..


Прочитал первый пост, в котором предлагался метод изучения шахматной доски с помощью игры "морской бой". На своих занятиях я уже давно применяю похожий метод, с той лишь разницей, что бумага и ручка применяется только для записи очков. Для осуществления этого метода необходим компьютер и демонстрационный экран (осознаю, что такая роскошь есть далеко не во всех шахматных классах).
Итак, делим класс условно на две группы (мальчики и девочки), загружаем одну из программ продукции ChessAssistant, например, CT-ART 3.0 и выводим на экран одну из начальных позиций. Затем команды поочередно называют любое поле доски, на котором, по их мнению окажется какая-либо фигура в следующей диаграмме. Проще говоря, девочка называет поле h5. Я переключаюсь на следующую позицию и все смотрят на поле h5. Если там оказывается, например, слон, то команда девочек получает 3 очка и не теряет право на следующий выстрел. Игра ведется до 21 очков - это оптимальная цифра, но ее можно корректировать в зависимости от условий и ситуации. Коронка игры в том, что если под выстрел попал король, то сгорают все очки своей команды. Игра очень азартная, пользуется большой популярностью.
В процессе игры, по усмотрению педагога, можно делать акцент на правильность произношения названия поля и так далее.
Есть еще одна интересная находка для воспитания выдержки у непоседливых и торопливых учеников. Мы назвали ее "часовая мина". Ну об этом с удовольствием расскажу в следующий раз.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 460
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 07:38. Заголовок: Данный метод действи..


Данный метод действительно очень похож на описанный выше. Конечно есть свои плюсы в привлечении высоких технологий. Но большой минус в том, что эти самые высокие технологии доступны, как мне кажется, только в Москве или крупных шахматных школах. По крайней мере, в Мордовии об этом приходится только мечтать. В очень редких шахматных секциях есть демонстрационные доски, не говоря уже об экранах.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 01.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 13:16. Заголовок: ЧАСОВАЯ МИНА Сама ид..


ЧАСОВАЯ МИНА
Сама идея была взята из семинара Марка Дворецкого, который он проводил в Дагомысе в 2008 году. Впоследствии меня поразил тот эффект, который происходит в процессе этой игры. Непосредственная цель - заставить думать за доской, не торопиться и не делать необдуманных ходов.
Берем позицию с форсированным выигрышем, например:
Белые: Крg2, Фf4, Лh1, Ch3, Ch6, Kc3, п. a2, b2, d5, e4, f2, g3.
Черные: Крg8, Фd8, Ла8, Ле8, Сh8, Ka1, Kd7, п. a6, b5, c5, d6, e7, f7, g6.

Еще нам понадобятся шахматные часы для каждого ученика отдельно, которые мы ставим на 5 часов (контроль, как известно, заканчивается в 6 часов). Условия задания следующие: ученикам объявляется, что их позиция (они играют белыми) выигранная. Они должны сделать ход и пережать молча кнопку часов (всё как в реальной партии). Если ход верный, то педагог подходит и делает ответный ход. Если ход неверный, то он возвращается, а на часах добавляется штраф к показаниям в 5 минут. Таким образом, у кого падает флажок - тот "взрывается" и выбывает из игры. Побеждает тот, кто за условный час найдет решение или останется последним живым.
Можно давать одно задание на всех (потешно наблюдать потом как некоторые пытаются подглядывать за ходами своих одноклассников), можно давать каждому отдельное задание. Попробуйте, понравится вам и вашим ученикам. "Торопыги" довольно быстро начинают понимать, что наскоком минное поле не пройти и начинают думать.

Решение: 1. Ф:f7 Кр:f7 2. Сe6 Крf6 3. e5 Кр:е5 4. Лd1! Крf6 5. Ke4 Кре5 6. Сf4 Кр:е4 7. f3X

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 469
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 14:10. Заголовок: Очень интересная иде..


Очень интересная идея. надо будет обязательно попробовать на своих занятиях. об итогах обязательно напишу.
Вопрос: а не получится ли так, что победить может тот, кто вообще не пробовал делать ход?

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 01.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 14:45. Заголовок: admin пишет: Вопрос..


admin пишет:

 цитата:
Вопрос: а не получится ли так, что победить может тот, кто вообще не пробовал делать ход?



Об этом тоже думали. Приняли решение такое: кто не делал ходы вообще, тот не может претендовать на победу. Модификации этой игры можно придумывать самые разные.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 4
Зарегистрирован: 01.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 14:48. Заголовок: Одним из возможных в..


Одним из возможных вариантов этой игры возможен такой: если ученик рано выбыл из игры и очень этим расстроен, то пользы от того, что он будет сидеть и просто хлопать глазами никакой. Поэтому можно разрешить ему пойти "на второй круг", но тогда уже оценка будет снижена, чем если бы он сделал с первого захода.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 5
Зарегистрирован: 01.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 14:56. Заголовок: Еще хотелось бы доба..


Еще хотелось бы добавить, что во время игры всякие выкрики, привлечение к себе внимания (мол ход уже сделан) и другие нарушения не приветствуются. Более того, за них также можно наказывать штрафом. Всё это приближает ситуацию к турнирной.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 526
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.10 19:58. Заголовок: Несколько раз опробо..


Несколько раз опробовал предложенный метод на своих занятиях. Уровень учеников - 3-4 разряд. Не могу сказать, что всем понравился этот метод, но радует тот факт, что есть и такие, кому очень понравилось. Главным недостатком является возможность даже неумышленно увидеть развитие событий на соседних досках. Очень многие смотрели какой ход предлагают другие. И часто это происходило не специально. Любому человеку, а тем более ребенку, крайне интересно узнать, как же развиваются события на соседней доске. Поэтому вижу пока единственный способ избежать подглядываний. Этот способ также описан выше. Необходимо всем ученикам предлагать различные задания. И в этом случае многие будут смотреть соседу на доску, но это уже не поможет в решении собственной позиции.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 09.02.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.13 13:35. Заголовок: Расскажу, как я пров..


Расскажу, как я провожу занятия с начинающими по тактике.
В любой задаче ученик должен назвать или выписать все возможные шахи и взятия. Если все правильно, то начисляю дополнительные баллы, если названы не все возможности - баллы снимаются. Получается эффект соревнования. В конце занятия подводим итог, кто лучше справился.
Ну и задачу конечно же нужно решить правильно )

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 1678
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.02.13 22:40. Заголовок: bingo пишет: В любо..


bingo пишет:

 цитата:
В любой задаче ученик должен назвать или выписать все возможные шахи и взятия



Далеко не все начинающие могут справиться с данным заданием, хотя бы из-за неумения записывать ходы и незнания нотации. Но идея хорошая, интересная. Надо будет попробовать применить ее на практике.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 09.02.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 06:49. Заголовок: Например, в задачник..


Например, в задачнике Иващенко в начале идут элементарные позиции (мат в 1 ход). Там рассматриваем все возможные шахи и способы защиты от них. Дети начинают постепенно осозновать, что не любой шах королю приносит пользу.
Ну а если не умеют записывать, то даю им распечатки и они карандашом рисуют ходы стрелками.

Про элементарные окончания (мат тяжелыми фигурами, король и пешка против короля, отдаленная, защищенная проходная и т.д.):
Подготовил листочки с 12 позициями на каждую тему. И провожу турниры. Например, тема - Мат тяжелыми фигурами. В первом туре разыгрывается первая позиция за оба цвета, во втором - вторая и т.д. Дети одновременно учатся матовать и делают это более целеустремленно, ведь на кону победа в турнире )

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.13 15:07. Заголовок: видеоуроки по стратегии шахмат


даю ссылку на страницу вконтакте мастера ФИДЕ Алексея Яровинского, у него на стене вылажены видеоуроки по стратегии шахмат. думаю это будет интересно для тех кто занимается самостоятельно и неимеет возможнасть посещать шахматную секцию. vk.com/alexeyyarovinskyj

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.13 15:23. Заголовок: .

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.13 15:33. Заголовок: пршу прощение


прошу прощение с первого раза не получилось. надеюсь admin поправит. также Яровинский дает уроки по скайпу, я у него на ШП интересовался по цене 10 долларов в час. для жителей Мордовии конечно дорого... также спрашивал какой результат в обучении гарнтирует, он ответил до КМС в реальных турнирах доведу. только где взять эти реальные турниры в Мордовии))))))

Спасибо: 1 
Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 1814
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.13 07:12. Заголовок: вадим пишет: прошу ..


вадим пишет:

 цитата:
прошу прощение с первого раза не получилось. надеюсь admin поправит.


После регистрации данная проблема исчезнет. Можно будет самостоятельно исправлять недочеты в своих сообщениях.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 46 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет