On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор


Сообщение: 224
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.09 23:41. Заголовок: Методы работы с начинающими


В этой теме хотел бы поделиться теме небольшим своим опытом по работе с начинающими. Надеюсь, что другие шахматисты, не обязательно тренеры, также не останутся в стороне и выскажут своё мнение по этому вопросу. Итак, приступим.
Знакомство с доской. Честно признаюсь, что узнал об этом методе из книги Зака. Поскольку книги под рукой сейчас нет, то буду описывать всё своими словами. Не так много детей, маленьких детей, которые будут внимательно слушать о том, как правильно называть поля доски. Им это неинтересно. Для детей намного важнее сам процесс игры. Тогда почему бы не превратить процесс знакомства с шахматной доской в игру? Делается это очень просто. На двойном листке в клетку (чтобы было удобнее) рисуются две шахматных доски, подписываются горизонтали и вертикали. Лист расположить таким образом, чтобы на одной части можно нарисовать доски, а второй частью прикрыть то, что нарисовано, от других. Ничего Вам это не напоминает? Конечно, морской бой!!! На левой доске рисуете корабли, например, с 3 палубами, с 2 и с 1. Количество кораблей произвольно. А на правой доске отмечаете свои выстрелы. Не буду здесь рассказывать о правилах морского боя, все их знают. По заверениям Зака дети с желанием и очень быстро изучают доску подобным образом. Я решил проверить это на практике.
Сначала я просто рассказывал о доске. Кто-то сразу схватывал, кто-то чуть позже, для многих же это было совершенно непонятно. Я на ОДНОМ занятии провел морской бой. Ажиотаж, с которым прошло занятие, трудно представить. Дети, которые с неохотой занимались шахматами, просто рвались за шахматные доски. Поиграть-то поиграли, а вот выучили ли дети доску? Я пока не знал. И вот на следующем занятии я предложил лучшему ребенку закрыть глаза и попытаться угадать цвет того поля, которое я буду называть. Он справился практически на отлично. Кажется, была всего одна ошибка. Тут ко мне подошла девочка (не буду называть фамилию), которая очень настойчиво попросила и её так же проверить. Надо сказать, что до занятия с морским боем она вообще ничего не понимала в нотации. И как я не старался, она не могла понять, как же называть эти странные поля. Естественно, я не хотел, чтобы девочка пробовала свои силы в столь сложном испытании. По всем раскладам, она должна была с треском завалиться, не назвав ничего правильно. Но она очень упрашивала. Тогда я согласился. И что Вы думаете? Ни единой ошибки!!! Я просто не поверил. Как я её не путал, девочка не ошиблась ни разу! Я был в шоке.
Так что советую всем тренерам и родителям начинающих шахматистов метод «морского боя» при изучении шахматной доски. Результаты просто великолепные.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 46 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]





Сообщение: 49
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.09 11:50. Заголовок: Уважаемыйdeepness, м..


Уважаемыйdeepness, можно полюбопытствовать? Какую роль, на Ваш взгляд должен играть в обучении компьютер и доступ к сети Интернет?

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 24
Зарегистрирован: 07.02.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 00:52. Заголовок: Также, уважаемый dee..


Также, уважаемый deepness добавлю книгу, по которой знакомился с шахматами сам, книга Гришина "малыши играют в шахматы". Также нашел книгу для начинающих Патрика Вольфа "Шахматы. Шаг за шагом". Книга выстроена наподобие различный "Windows для чайников")), но изложено все просто великолепно.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 270
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 10:24. Заголовок: Элементарные маты. С..


Элементарные маты.
Сегодня мне хочется поделиться со всеми, кому не безразличен процесс обучения, наработками при знакомстве начинающих с элементарными матами. Сразу отмечу, что у меня в лицее №4 уже есть готовый раздаточный материал. Смысл наработки заключается в следующем. Изначально готовится карточка, на которой изображены 6 диаграмм. В каждой позиции требуется поставить элементарный мат в один ход. Также заранее необходимо приготовить 6 отдельных карточек размером с диаграмму, где изображена уже итоговая матовая позиция. 6 маленьких карточек с матовой позицией должны аккуратно размещаться на большой карточке с шестью позициями на мат в 1 ход. Надеюсь, здесь всё понятно рассказал. Таких комплектов из 6 маленьких карточек и одной большой должно быть несколько. Количество зависит от числа учеников. Для начала можно раздавать по 1 комплекту каждому, затем по 2 и т.д. Как же происходит процесс обучения? Каждый ученик получает по одному комплекту. Его задача совместить маленькую карточку с верной позицией на большой карточке. Кто быстрее всех правильно совместит все позиции, тот и выиграл. А в чем заключается наработка можете Вы спросить. В чем фишка данного простого метода? Тут два важных момента.
1. Соревновательный дух. Когда дети в процессе обучения начинают выяснять между собой сильнейшего, то они намного быстрее всё схватывают. Здесь даже индивидуальное обучение отстает. Процесс игры позволяет быстро и легко объяснить ученикам то, что на обычном занятии потребует огромного напряжения и больших усилий. Во время игры дети, сами того не осознавая, изучают шахматы. Вы не представляете, какая радость у победителя этих простых обучающих соревнований! А как стремятся отыграться остальные в следующих конкурсах! Процесс очень живой, занимательный и полезный.
2. Быстрое и ненавязчивое обучение. Посмотрим на ученика, который только познакомился с фигурами и мат еще не научился нормально ставить. Каким образом он будет участвовать в этих соревнованиях? Да очень просто! Ученик будет сначала искать две похожие позиции, которые отличаются только положением одной фигуры. В процессе сравнения двух этих позиций он будет постепенно понимать, как же надо ставить мат. И уже через несколько минут или позиций сам начнет ставить мат, а не просто искать схожие картинки. Проверено!
У меня уже есть готовый материал: 12 больших карточек и 72 маленьких. С обратной стороны маленьких карточек написано решение. Поэтому данный метод можно использовать и для изучения нотации.
Удачи!

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.09 08:50. Заголовок: Методика шахмат для начинающих.


Самым главным недостатком в работе с детьми - это навязывания ребенку своих стеретипов. Этого можно избежать, если тренер будет строго следовать рекомендациям опытных тренеров. Основным пороком из всех стеретипов является стиль игры. Если тренер атакующего, комбинационного стиля, то он именно это и навязывает детям, а дети имеют разные природные задатки. Одним такой стеретип примлем, для других нет. Именно учет природных задатков является главным в общей педагогике обучения детей шахматам.
Негативно сказывается на судьбу детей и шахматный фанатизм тренера. Рано или поздно такое кончается "ломкой". Ребенка надо готовить к жизни и это главное, а шахматы хорошеее вспомогательное средство в овладении навыками анализа и мышления. Шахматные стеретипы более опасны, чем в других видах игр и спорта.
В отношении применения композиции я делал вот что. Котегорически не практиковал работу детей на износ, на решение головоломок. Надо бережно относиться к психике ребенка. Я их наставлял просматривать готовые решения. И если там есть полезные практические позиции и решения, то они отложаться в его психике в комфортных условиях. В композициях, как известно, множество абстракций, не имеющих никакой проктической ценности. Отзывы прошу адресовать на мою почту: - dgimar@mail.ru Дзицоеву Зауру.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 79
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.09 11:03. Заголовок: Бакар, Вы специально..


Бакар, Вы специально пропускаете гласные в словах? Например, стереотип, приемлем)))

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 335
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.09 11:59. Заголовок: Владимир, а Вы может..


Владимир, а Вы можете высказываться по теме, а не задевать собеседника? Это происходит не первый раз. Лучше бы высказали своё профессиональное мнение, а мы с удовольствием почитаем.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 80
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.09 18:57. Заголовок: По какой теме высказ..


По какой теме высказаться? Навязывание стереотипов? Об этом итак написано и рассказано немало. Мое мнение, тренер должен работать не только над ребенком, но и над собой, чтобы избежать типичных ошибок. А писать об этом на каждом форуме с орфографическими ошибками неинтересно. О решении композиций? Рад был узнать, что решение оных до изнеможения не приносит резкого скачка уровня мастерства)))

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 97
Зарегистрирован: 22.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.09 21:58. Заголовок: Добрый день! Может н..


Добрый день! Может не по теме, но в последнее время очень хочу начать заниматься с молодыми шахматистами, так сказать попробовать себя и начать передавать мой опыт. Может быть кто чего посоветует? С чего начать, куда податься?

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 340
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 07:47. Заголовок: Дмитрий, Вы ли это? ..


Дмитрий, Вы ли это? Что с Вами? Вы серьезно? Тренером? Не узнаю. Что случилось, что Вас сподвигло на это решение? Я в шоке. Ну если Вы и впрям всерьез, то могу сказать следующее. Проснись Вы немного пораньше, то могли бы усилить тренерский состав лицея 4. В этом году, если читали форум и сайт, ситуация сложнее в финансовом плане. Да к тому же у меня уже есть кое-кто на примете. Так что в этом году вряд ли я Вам помогу с тренерством в лицее 4. Могу посоветовать сходить в любой центр детского творчества, например, на светотехстрое. Или походить по школам. Только сейчас это проблемно будет, учебный год давно стартовал. Удачи Вам на этом пути. Если нужна будет помощь-обращайтесь.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 81
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 23:13. Заголовок: Я тоже в шоке!!! Обр..


Я тоже в шоке!!! Обратись ко мне, а я подскажу к кому обратиться потом, а он подскажет к кому еще обратиться))) шутка юмора, но я могу поделиться идеями...
Захотелось высказаться на некоторые темы. Например о тактических элементах. Возьмите несколько книг о тактике (пусть не целиком ей посвященные) и сравните упоминаемые в них тактические элементы. Убедитесь, что тактическое содержание любимой нами игры в глазах разных авторов различается, что правильно, т.к. человеческое восприятие субъективно. Это я к чему? А к тому, что тренер, работая с подопечным(и), как бы пишет книгу в его голове! Так вот, подопытного, т.е. подопечного следует брать в соавторы. Я делаю это так: предлагаю соавтору самому составить список тактических элементов, помогая ему с основами.Что значит самому составить список? Нет, не Америку открыть! А подобрать удобную ему терминологию, удобную дифференцированность отдельных тактических идей, например одному удобно просто - "двойной удар", а другому надо различать "вилки" коневые и пешечные, двойной удар слоном, ладьей...
P.S. Еще интереснее субъективное восприятие позиционного содержания шахмат (элементов позиции). Кто знает истину в последней инстанции? Предлагаю публиковать на форуме субъективные списки элементов позиции)))

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 99
Зарегистрирован: 22.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.09 10:51. Заголовок: Шах и мат! А если се..


Шах и мат! А если серьезно, то начни сам тогда, а мы продолжим "терминологию".

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 83
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.09 13:03. Заголовок: Приведу список, пред..


Приведу список, предлагаемый А. Котовым в книге "Как стать гроссмейстером".
1. Материальный перевес
2. Плохая позиция вражеского короля
3. Наличие проходной пешки
4. Слабые пешки
5. Слабые поля
6. Слабость периферии
7. Пешечные островки
8. Сильный пешечный центр
9. Преимущество двух слонов
10. Владение открытой вертикалью
11. Владение открытой диагональю
12. Владение горизонталью
13.Неудачная позиция одной фигуры
14. Дисгармония в расположении фигур
15. Перевес в развитии
16. Фигурное давление в центре
17. Перевес в пространстве
Отмечу, что автор разделяет первые 12 элементов и последние 5 на постоянные и временные. На мой взгляд это разделение весьма условно, поэтому я со своей субъективной колокольни решил их объединить в общий список. Теперь предлагаю обсудить оный...

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.09 19:50. Заголовок: О тактических элементах


Добрый вечер!
Владимир, хотелось бы уточнить некоторые моменты, которые Вы упоминали в Вашей статье (от 06.11.09) относительно "тактических элементов". Первое - Вы пишите: "...тактическое содержание любимой нами игры в глазах разных авторов различается...", если сравнивать соответственно различные источники. Вероятно под "содержанием", Вы имеете ввиду вопросы классификации, а не терминологии - поскольку классификация всем известных нам тактических элементов действительно может быть различна (об этом, кстати, говорит и А.Котов в упомянутой Вами книге). Второе - всё таки по поводу терминологии. Поделитесь пожалуйста - когда Вы предлагаете своим ученикам выбирать между названиями "двойной удар" и "вилка" - действительно ли серьёзно повышается способность учащегося к восприятию рассматриваемого Вами данного тактического элемента? Действительно ли Ваши ученики начинают показывать более успешные результаты при решении соответствующих учебных заданий? И, кстати, как Вы определяете кому "подходит", а кому "не подходит" то или иное название (термин) - просто предлагаете ученику выбирать? А кроме того ,согласитесь, что понятие "вилка" обычно не соотносят (не употребляют), допустим, с "двойным ударом слона". Или Вы предлагаете ввести новый термин - "слоновая вилка" :-)
И наконец напишите, как может выглядеть тот "альтернативный" список тактических приемов, который Вы даете своим ученикам вместо общепринятых (поскольку, согласитесь, Ваш пример с "двойным ударом" и "вилкой" - тривиален).
Если же говорить серьёзно, то здесь, на мой взгляд, упомянутый Вами, проблемный аспект в вопросе терминологии несколько преувеличен и дело здесь не только в том, что мы конечно же должны учитывать концепцию "личностно-ориентированного обучения", которую собственно активно позиционирует наша отечественная система образования, но также и в том, что уже давным давно открыт один философский принцип, актуальный именно в данном контексте и который называется "бритва (лезвие) Оккама", который (не в оригинале) звучит приблизительно так - "не следует умножать сущностей без необходимости". Суть этого принципа, который в логике носит название "принцип достаточного основания" заключается в том, что не надо вводить новые законы (термины), чтобы объяснить какое-то новое явление, если это явление можно объяснить старыми законами (терминами). Кстати Альберт Эйнштейн в своё время переформулировал принцип "бритвы Оккама" несколько по другому: "Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того" :-)
Но если вновь серьёзно - опять же не следует забывать упомянутый "личностно-ориентированный подход" в обучении, учитывающий самые разнообразные психолого-педагогические особенности учащихся, позволяющих, а вернее даже - обязывающих преподавателя применять те или иные методы (и, кстати, в том числе соответствующие методики) обучения. Но даже здесь - факт остается фактом - постановка вопроса о целесообразности внесения изменений, дополнений и т.д. в существующую терминологию возможна только (!) при наличии соответствующей доказательной базы (а по сути - педагогического эксперимента), который позволит, как мы уже обсудили, сделать тот или иной вывод.
И последнее - вероятно те идеи, мысли которые Вы пытались донести до всех участников нашего форума просто имеют иной смысл, возможно Вы имели ввиду что то другое, то что мне не удалось уловить, а возможно и я что то неправильно понял. Если это так - прошу Вас прокомментировать и обосновать Вашу точку зрения.
Всего хорошего!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 355
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.09 13:56. Заголовок: Хотелось бы поторопи..


Хотелось бы поторопись Владимира с ответом, поскольку лично мне, да наверно не только мне, его выводы не совсем понятны. Захожу на форум в надежде всё-таки увидеть ответ на интересующий меня вопрос, а его нет. Непорядок...

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 123
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.09 13:41. Заголовок: С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ..


С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ 2010 ГОДОМ!

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 46 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 10
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет