On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор


Сообщение: 224
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.09 23:41. Заголовок: Методы работы с начинающими


В этой теме хотел бы поделиться теме небольшим своим опытом по работе с начинающими. Надеюсь, что другие шахматисты, не обязательно тренеры, также не останутся в стороне и выскажут своё мнение по этому вопросу. Итак, приступим.
Знакомство с доской. Честно признаюсь, что узнал об этом методе из книги Зака. Поскольку книги под рукой сейчас нет, то буду описывать всё своими словами. Не так много детей, маленьких детей, которые будут внимательно слушать о том, как правильно называть поля доски. Им это неинтересно. Для детей намного важнее сам процесс игры. Тогда почему бы не превратить процесс знакомства с шахматной доской в игру? Делается это очень просто. На двойном листке в клетку (чтобы было удобнее) рисуются две шахматных доски, подписываются горизонтали и вертикали. Лист расположить таким образом, чтобы на одной части можно нарисовать доски, а второй частью прикрыть то, что нарисовано, от других. Ничего Вам это не напоминает? Конечно, морской бой!!! На левой доске рисуете корабли, например, с 3 палубами, с 2 и с 1. Количество кораблей произвольно. А на правой доске отмечаете свои выстрелы. Не буду здесь рассказывать о правилах морского боя, все их знают. По заверениям Зака дети с желанием и очень быстро изучают доску подобным образом. Я решил проверить это на практике.
Сначала я просто рассказывал о доске. Кто-то сразу схватывал, кто-то чуть позже, для многих же это было совершенно непонятно. Я на ОДНОМ занятии провел морской бой. Ажиотаж, с которым прошло занятие, трудно представить. Дети, которые с неохотой занимались шахматами, просто рвались за шахматные доски. Поиграть-то поиграли, а вот выучили ли дети доску? Я пока не знал. И вот на следующем занятии я предложил лучшему ребенку закрыть глаза и попытаться угадать цвет того поля, которое я буду называть. Он справился практически на отлично. Кажется, была всего одна ошибка. Тут ко мне подошла девочка (не буду называть фамилию), которая очень настойчиво попросила и её так же проверить. Надо сказать, что до занятия с морским боем она вообще ничего не понимала в нотации. И как я не старался, она не могла понять, как же называть эти странные поля. Естественно, я не хотел, чтобы девочка пробовала свои силы в столь сложном испытании. По всем раскладам, она должна была с треском завалиться, не назвав ничего правильно. Но она очень упрашивала. Тогда я согласился. И что Вы думаете? Ни единой ошибки!!! Я просто не поверил. Как я её не путал, девочка не ошиблась ни разу! Я был в шоке.
Так что советую всем тренерам и родителям начинающих шахматистов метод «морского боя» при изучении шахматной доски. Результаты просто великолепные.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 46 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]





Сообщение: 15
Зарегистрирован: 07.02.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 19:29. Заголовок: Интересный метод... ..


Интересный метод... когда возьму группу новичков, возьму его на заметку. Раньше я вел группу не совсем начинающих (4-3 разряд). Тоже могу поделиться методом, который я нигде конкретно не брал. Изучение дебюта - одна из самых тяжелых, трудоемких частй учебного процесса. Мы с ребятами заранее договаривались, что будем изучать, и после этого на одном занятии разбирали один вариант того или иного дебюта, но после каждого хода я спрашивал у детей, какой ход они бы сделали здесь и почему. Нередко мнения были прямо противоположными, завязывались споры, шло горячее обсуждение, дети "топили" варианты друг друга и продвигали свои. Вообще, очень важно научить ребенка разговаривать, выражать свои мысли четко и ясно. Это поможет и в шахматах, и в жизни. В итоге мы приходили к миттельшпильной позиции, вместе продумывали план игры. Потом дети садились и разыгрывали миттельшпильную позицию. На дом я выдавал 2-3 партии, которые надо было проанализировать. В итоге в дебюте дети не теряются, а изучение прошло с минимальными потерями.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 236
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 22:23. Заголовок: Вообще, правда это о..


Вообще, правда это относится к более опытным в шахматном плане детям, можно задавать на дом какой-либо дебют (критическую позицию из дебюта, эндшпиль и пр.) двум ученикам (или двум группам), которые должны потом отстаивать свою точку зрения. Роли распределяются заранее.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 00:10. Заголовок: По поводу изучения дебюта


Добрый вечер уважаемые шахматисты!
Позволю себе высказать некоторые мысли по поводу изучения дебютной теории, по крайней мере, на уровне шахматистов низких разрядов, хотя занимался этим уже несколько лет назад и сейчас “специализирусь” на другом уровне.
Во-первых, не могу полностью согласиться с уважаемым "волгоградцем" относительно того обстоятельства, что "...изучение дебюта - одна из самых тяжелых, трудоемких частей учебного процесса", если речь идет именно о том уровне шахматной квалификации, которую Вы обозначили (4-3 разряды). По-моему у таких шахматистов хватает “пробелов” и без изучения теории дебютов – именно их устранением и следует заниматься в первую очередь (уверен, Вы и сами в курсе подобных “пробелов”). В этом смысле настолько уж “переоценивать” значение дебютной стадии в плане “тяжести изучения, трудоемкости" и тому подобное – вряд ли целесообразно! Здесь же можно привести пример и о “важности” цвета фигур в дебюте, относительно чего у некоторых начинающих шахматистов складывается не совсем правильное, на мой взгляд, понимание (я вполне уверен, что вплоть до уровня кандидата в мастера “цвет” какого то “решающего значения” не имеет – помню по себе - когда сам ещё был КМС “удобнее” было играть даже черными:-).
Кроме того, ведь если ребёнок овладел “правилами игры в дебюте для начинающих”, то проблема дебюта конкретно для него выражается в очень простом вопросе, который совершенно очевиден для взрослого шахматиста и приобрел уже вполне закономерно статус “риторического” вопроса - “Что делать?”. И речь здесь идет, разумеется о том, что делать по крайней мере после того, как наш шахматист сделал всё “как нужно” – пускай это как минимум – “захватил центр, вывел фигуры, сделал рокировку…” И что теперь? Неужели на уровне 3-4 разряда мы, к примеру, будем изучать “карлсбадскую структуру” или “планы игры против изолятора”? О каких “планах в миттельшпиле” вообще может идти речь на таком уровне, если наш шахматист “зевает направо и налево”. Мне почему то кажется, что наиболее простым и понятным выходом в подобной ситуации является вполне уместная рекомендация игры “на атаку” как основной дебютной стратегии, но здесь у меня возникает “подозрение”, что, несмотря на отсутствие конкретных примеров в Вашей статье – собственно что за дебютные варианты изучались с ребятами, именно о подобных “активных” дебютах и шла речь - ? Опять же повторю, что мы обсуждаем уровень шахматиста ну по крайней не превышающий 2-3-го разряда! Что же касается упомянутой “игры на атаку”, как вполне приемлемого метода при изучении дебюта, то не всё так просто! Речь здесь должна вестись – первое – как о таком “передовом” понятии в педагогической науке вообще –“дифференциация и индивидуализация процесса обучения”, которое в примитивном смысле охватывает именно индивидуальные психологические особенности учащегося (к примеру – возможное чувство “дискомфорта” вследствие, допустим, того или иного темперамента, возникающее у ряда учеников при условии, что тренер попросту “заставляет” атаковать, играть “под стать себе” – в атакующем, агрессивном стиле, да ещё и играть те же дебюты, что и он сам – кстати распространенный “тренерский” недостаток). А также - второе - о самом “конструировании” дебюта, направленного на возможность проводить такую “атаку”. На самом деле идентифицировать такую “склонность” учащегося к возможным “атакующим” построениям не представляется особо сложным делом, а вот что касается самих таких построений, то можно предложить также известный метод, когда ученик изучает не сам дебют, а “дебютную схему”! Не буду подробно останавливаться на особенностях такого подхода в дебюте – написано по этому поводу немало (могу, если уж кому совсем интересно - дать как список литературы, так и поделиться своими наработками). Думаю, можно согласиться, что дать такую “схему”, где ребенку достаточно показать основные идеи, показать расположение фигур и пешек для атаки не так уж и трудно и совсем не “трудоёмко”. Важно, как обычно – “вовремя остановиться”, то есть не создавать у ребенка иллюзию того, что весь дебют сводиться к одному такому “атакующему” методу, но это проблема, как мы понимаем, более высоких разрядов!
Полностью поддерживаю мысль о том, что “…очень важно научить ребенка разговаривать, выражать свои мысли четко и ясно”. Добавлю, что проблема ещё и в том, что всё-таки эта “четкость” зависит, к сожалению, не только от тренера, но и от “возрастных” особенностей учащихся (кому интересно – можно рекомендовать труды известного психолога Ж.Пиаже с его работами по “возрастной психологии” или любых других авторов).
Всего хорошего!


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 19
Зарегистрирован: 07.02.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 00:48. Заголовок: deepness по видимому..


deepness по видимому, уровень Ваших и моих третьих разрядов сильно отличается, потому что мои третьи разряды зевают, но достаточно редко, владеют основными стратегическими приемами, также на достаточном уровне подкованы в тактике. Но все это не имеет смысла, если после первых 10-13 ходов получать очень тяжелую позицию. Игра на атаку, а так же банальное напал-защитил уместна только на очень низком уровне играющих. Дебюты, изучаемые моими ребятами - Королевский гамбит за белых и черных, Итальянская партия, Английское начало. За черных - Будапештский гамбит, истинная защита Филидора, Русская партия, Латышский гамбит. Как Вы видите, каждый ребенок может подобрать дебют себе по нраву.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 10:30. Заголовок: комментарий


Уважаемый "волгоградец", как я уже сказал - у меня в последние несколько лет вообще нет!! шахматистов уровня 3-4 разрядов - читайте и разбирайте более внимательно мои посты!!! (ну почему и Вы идете по пути нашего уважаемого админа, хотя к его чести он начал более внимательно анализировать чужие высказывания). Всё о чем мне удается судить это тот "уровень", который я вижу в нашем регионе, может этот уровень действительно снизился - согласитесь процессы "девольвации" шахматных разрядов и званий, к сожалению, нередкость в наше время. Но речь не об этом!!! По поводу подхода к дебютному репертуару - это вопрос "концепции"! Ваше право следовать "общепринятым" рекомендациям о том, что изучение дебюта следует начинать с изучения гамбитов (Многие - к примеру Давид Бронштейн - согласились бы с Вами). У меня другая точка зрения - давать всем подряд изучать варианты королевского гамбита или какого другого гамбита - полная ерунда! Мои "бывшие" третьеразрядники вполне приемлемо разбирались и в тактике и в элементах стратегии, но их знания в дебютах были более "универсальными" - они имели, пусть и небольшой, но опыт в полуоткрытых началах (например французская, сицилианская защита и некоторые другие), где необходимо иметь несколько другой "подход" и где мат "сразу" не поставишь и много чего не пожертвуешь! А насчет такого уж широкого выбора в Ваших дебютах - простите - но не такой уж это и богатый выбор. К примеру русская партия за черных - не совсем понятный для меня выбор, если Вы с Вашими учениками хотите чего-то добиться, скажем в той же Костроме или в Дагомысе. Будапештский и Латышский гамбиты - вообще дебюты на "одно применение" - так как ведут просто к тяжелым для черных позициям, а если белые чего-то не знают и не "цепляются" за пешки, то вообще к равенству! Хотя в контексте "однократного" их применения на более или менее ответственных соревнованиях - пожалуй соглашусь с Вами.
В любом случае хочу сказать, что изучение полуоткрытых начал - способно закладывать "фундамент" позиционного понимания шахматиста уже с 3-го разряда и что не менее важно избавляет некоторых ребят от банальной "зубрежки"! Могу сказать больше - идеи французкой защиты вполне можно объяснить "на пальцах" - даже на уровне "схемы"! Одним словом - необходим индивидуальный подход к каждому ребенку (что я и попытался сказать в своей первой статье) и соответственно такой же индивидуальный подход при формировании дебютного репертуара! Когда я занимался с такими шахматистами мы, к примеру, изучали Шотландский гамбит за белых - считаю его ничуть не хуже королевского гамбита, но опять же повторю - изучение того или иного гамбита - дела "вкуса" и вероятно "тренерского" опыта!
Что же касается стратегии "напал-защитил" - это слишком примитивное понимание самой "дебютной схемы" как таковой и соответственно "схемы" атаки. Наличие подобных отработанных "схем", извините - далеко не уровень начинающих шаматистов! Речь здесь идет совсем о другом, Вы к сожалению меня просто не поняли!
Например в упомянутом Вами английском начале также существует несколько "схем", которыми могут пользоваться уже весьма квалифицированные шахматисты и применение которых может принести свои немалые "дивиденды".
Могу сразу привести пример из своего опыта. Когда я только начинал своё знакомство с сицилианской защитой за черных, то неизбежно столкнулся с одной из "дебютных схем" - "староиндийским началом" (рекомендую всем интересующимся изучить соответствующую статью Марка Дворецкого в серии книг - "Школа будущих чемпионов" - том 2 - "Секреты дебютной подготовки" и поближе познакомится с такой "дебютной схемой"). Соответственно возникла проблема "расстановки" за черный цвет, найдя такую "расстановку" оказалось, что её идеи возможно использовать в английском начале, но разумеется с лишним темпом! Здесь следует сделать замечание по поводу того, что это уже "дебютная схема" скажем так несколько другого уровня - там белые "сразу" мат не ставят и не стремятся к какой-либо ассиметрии с точки зрения рокировки :-)
Ещё пример - известный план за белых, если черные играют "сицилианку", а именно - "расстановка": е4+f3+Сe3+Фd2, 0-0-0 и т.д. Такой расстановкой пользуются и в английской атаке сицилианской защиты, атака Кереса "навеяна" идеями этой "расстановки", да и много других дебютов используют подобную идею. Даже против упомянутой Вами защиты Филидора вполне возможно "адаптировать" указанный план! Чем не "дебютная схема" - если тщательно разбираешь какие фигуры и как расположены, какие пешки двигать и в какой последовательности для более эффективной атаки, какие ресурсы соперника следует при этом учитывать и многое другое! Приведу известное высказывание Роберта Фишера (дословно не помню) по отношению к варианту дракона всё той же сицилианской защиты: "...игра белых проста - Ch6, h4-h5, шах, шах и мат" :-) Но если говорить серьезно, то метод которые используют белые при фианкеттированном слоне черных - уже стал классическим - белые меняют чернопольных слонов, вскрывают линию "h" и пытаются создать какие либо угрозы - типичный составной элемент "схемы" с "е4+f3+Сe3+Фd2 и 0-0-0"! Другой пример - система Земиша в Староиндийской защите также с похожей "картинкой", но там всё гораздо сложнее и шахматисты-профессионалы пользуются более "тонкими инструментами" - зачастую лишь "имитируя" активность на королевском фланге и преследуя совсем иные цели!!!
Как Вы заметили я уже писал статьи в "тренерском цехе" для квалифицированных шахматистов, что собственно и яляется предметом моего тренерского интереса - если есть желание можем обсудить это в том разделе :-)
По поводу изучения основных "стратегических" приемов я тоже в своё время изучал, как тренер, "Программу...." В.Е.Голинищева для шахматистов различного уровня да и многие другие периодические издания - вероятно уроков "Программы..." по стратегии хватает для шахматистов 3-го разряда, но давайте не будем терять время на формулирование требований к квалификации и какими знаниями, умениями и навыками должен обладать шахматист определенной "категории" - мы все в курсе "Как учить", "Чему учить" и "В какой последовательности"!
Задача форума ведь не только делиться "уникальным" опытом - тем, которого не почерпнешь из уже существующих методических и иных изданий, но и вести конструктивный диалог, внимательно!!! изучать то что пишет твой "коллега по цеху", не "скакать по верхушкам", делая поверхностные выводы (жаль что у нас на форуме присутствует такая практика) и тем более уж не выяснять отношения "кто ты, а кто я". По крайней мере моя шахматная и тренерская квалификация достаточна и чтобы объективно судить о тех проблемах, которые мы обсуждаем и если это необходимо - "признать ошибку" (качество, которому я кстати, научился на сессиях Марка Дворецкого и которое так важно в шахмататх и в жизни) :-)
Теперь ещё "по делу" - хочу добавить (это относится уже ко всем участникам форума), что в 2001 году вышла книга (по форме - как "справочник") - А.Н.Терехина - "Стратегические приемы" (сейчас уже вышло переиздание и вероятно не первое) - эту книгу советую изучить, если кто не в курсе. Преимущество этой работы - собрано много стратегических приемов из разных источников, приведены примеры, то есть это неплохой материал и для шахматиста-практика и для тренера!
Всего хорошего!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 238
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 17:26. Заголовок: Как мне кажется, вес..


Как мне кажется, весь сыр-бор разгорелся из-за разного понятия "начинающий". В моём понимании начинающие только знакомятся с правилами, участся ставить элементарные маты, то есть делают самые первые шаги. То есть никаких разрядов еще нет. О том, как легко и быстро можно научить детей ставить простые маты в 1 ход я расскажу чуть позже.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 20
Зарегистрирован: 07.02.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 17:52. Заголовок: deepness Поверьте, я..


deepness Поверьте, я внимательно ознакомился с Вашими постами, и под "вашими" я имел в виду Ваше представление о качестве их игры. Тут же возникает логичный вопрос по поводу Вашего высказывания - а, имея третьий-второй разряд, ребенок может на что-то претендовать в Костроме или Дагомысе? Да и кстати, я не видел по-настоящему "тяжелых" для черных позиций в Будапеште или Латышском. Получить "тяжелую" позицию где угодно. Например, в указанной Вами Сицилианской защите черные могут попасть в большую беду при неточной игре в случае 2.f4, к примеру. Я не хочу скзать, что изучение схем - это глупость, однако считаю этот метод дебютной подготовки на данном уровне очень рискованным. Индивидуальный подход, безусловно, нужен, но не на этом уровне.
Помимо великолепной (не побоюсь этого слова) программы Голенищева, можно еще посоветовать "Уроки шахмат" Всеволода Кострова, а также отличную книгу (правда, очень редкую) Рафаила Горенштейна - "Стань гроссмейстером К". Ну а по тактики лично для меня авторитет - Костров и его шахматный решебник (для самых слабых), Нейштадт и серия 1000 матовых комбинаций и 1000 лучших шахматных комбинаций.
Кстати, господа тренера, меня интересует Ваше мнение вот по какому вопросу: нужно ли добавлять в процесс обучения решение шахматных композиций?

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 21:03. Заголовок: Комментарий


Добрый вечер!
Уважаемый "волгоградец" давайте по порядку:
1.Очень хорошо, что Вы задали вопрос относительно шансов начинающих ребят в той же Костроме, признаюсь я специально не стал сразу отвечать на него в своей статье. Ответ прост - вероятность "выстрела" именно в таком возрасте многократно увеличивается и поверьте крепкого 2-го разряда вполне достаточно для этого. Я не имею ввиду конечно, что такой ребенок вот так "выстрелит" и сразу станет чемпионом, но согласитесь "детские" шахматы имеют свою специфику!
2.То что Вы не видели "тяжелых" позиций к примеру в Будапештском гамбите - значит Вам или Вашим ученикам просто надо играть с более квалифицированными шахматистами. Однако соглашусь, что выразиться здесь мне надо было бы просто поточнее и говорить не о "тяжелых" позициях, а скорее о "некомфортных", если вы меня понимаете.
3.Вариант с ходом 2.f4 в сицилианке - играл одно время сам, однако после более детального анализа всевозможных идей (например известной возможности f4-f5, маневра Фd1-e1-h4 и т.п. - думаю Вы и сами в курсе) понял, что за дебютное преимущество бороться там белыми не представляется возможным! А "попасть" по дебюту можно где угодно и необязательно в "активных" или "левых" схемах.
4.К вопросу "очень рискованных" дебютных схем как метода формирования дебютного репертуара - это явный "перебор". По крайней мере риска в этом случае не чуть не больше, чем играть всё тот же Будапештский гамбит.
Могу привести пример - мой ученик (несколько лет назад в ) трижды становился подряд чемпионом области в возрасте до 8 и до 10 лет имея 2-ой и затем 1-ый разряд и я как тренер остался вполне доволен использованием подобных "дебютных схем". В чем Вы видите какие то опасные "риски" в этом случае - мне непонятно.
5. У петербуржца Всеволода Кострова действительно немало решебников, добавлю к Вашему списку ещё серии "Обыграю ли я чемпиона мира" и "В какую силу я играю". Вполне приемлемы также сборники В.А.Конотопа для шахматистов от начинаюших до уровня 1р-КМС. А вот от книг Горенштейна "Шахматы. Миттельшпиль" в 2-х книгах я, мягко говоря - ждал большего...
К счастью для тренера да и для шахматиста-практика сейчас недостатка в литературе нет, поэтому необходимо только время и желание :-)
6. Индивидуальный подход нужен всегда!! и на любом уровне!! в этом я не сомневаюсь, другое дело, если Вы имеете ввиду группу начальной подготовки, где к примеру сидит 15 начинающих ребятишек, тут конечно могут возникнуть "технические" трудности с "индивидуализацией" процесса обучения :-)
7.К вопросу использования шахматной композиции (не "художественной" разумеется) ответ - однозначно да!! Вопрос заключается только в том - как, при каких условиях, в каких объемах, в каких формах (например использование таких заданий как "позиций для разыгрывания" для квалифицированных шахматистов) и для какого уровня использовать такие материалы.
P.S. Постараюсь найти время и привести пример такого метода (использование этюдов - как позиций для разыгрывания на примере тренировки навыка "метод исключения" при расчете) - в разделе для шахматистов более высокой квалификации.
Всего хорошего!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 21
Зарегистрирован: 07.02.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 00:22. Заголовок: deepness 1. Мое мне..


deepness
1. Мое мнение (пусть оно возможно и неправильно), что Кострома, да ЮФО до 10 лет это не соревнования а по большей части лотерея. Поэтому однозначно предсказать там победителя очень сложно
2. Да, действительно, при точной игре белых возможно получение некомфортных позиций, однако о точной игре на уровне 3 разряда говорить не приходится, где-нибудь да и выскочит неточность :)
3. Данный вариант немного расписан в книге Калиниченко "Дебютный репертуар атакующего шахматиста". Советую взглянуть, возможно, почерпнете какие-либо новые идеи. По поводу "попадания" где угодно полностью согласен, и именно поэтому считаю целесообразным ставить в общем-то малоактивные, зато гарантирующие защиту от немедленного влета или получения абсолютно незнакомой позиции.
4. Хотелось бы узнать Ваше мнение (Вы, я вижу, человек очень компетентный) и о авторской программе Юрия Чехова, если Вы, конечно, ее видели.
И, если можно, личный вопрос не по теме - какой Вы шахматной квалификации? Я вижу, что достаточно высокой, но все же интересно узнать, какой именно.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 09:13. Заголовок: Комментарий


Доброе утро!
Уважаемый "волгоградец" Вы как-то вновь "увильнули" от проблемы возможного использования "дебютных схем" и соответственно той степени "риска" которая Вас якобы беспокоит при их применении..., но сохранить "status quo" - Ваше личное право :-) и думаю нам пора заканчивать дискуссию в этом направлении.
По поводу книг Николая Калиниченко. У меня есть в электронном варианте обе книги (для читателей нашего форума добавлю, что вторая из них называется "Дебютный репертуар позиционного шахматиста") и вряд ли у меня получится почерпнуть "что-то новое" из его работ. Вообще же я привык доверять больше собственным анализам или анализам более компетентных шахматистов, чем сам Калиниченко. Не могу не привести пример - открываем страницу №28 книги "Дебютный репертуар позиционного шахматиста", вариант с I. 4...Cf8-b4 (после 1.e4 e5 2.Кc3 Кf6 3.Кf3 Кc6 4.d4...), читаем комментарий (уже на стр.29) к ссылке на партию Диас-Родригес, Куба 1981г. (вариант с 8...К:d4, вместо 8...Ca5) - "...как видим вариант насыщен тактикой, но абсолютно неприемлем для черных" Ну как же неприемлем, если вместо 13...Фb4 есть возможность сыграть 13...d5 "сразу"? Не буду выкладывать "компьютерную линию" - смысл совсем в другом - весь вариант со ссылкой на партию Диас-Родригес - "перекочевал" из югославской энциклопедии!! Вот об этом стоит задуматься :-)
Тем не менее для шахматиста-практика - для уровня кандидата в мастера это вполне приемлемый материал (и даже более чем достаточный) и ни в какой мере не хочу принизить важность того объема переработанного и пускай даже в отдельных случаях просто скомпилированного материала, который мы видим в книгах Калиниченко. На самом деле важным является навык более "критического" отношения при использовании "чужих" источников! Но безусловно шахматист "почти" любого уровня сможет найти что-то полезное для себя в этих книгах.
В этом смысле, к примеру, серия Гарри Кимовича "Мои великие предшественники" проверена (и перепрверена) с помощью компьютера это видно и соответственно очень заметно отличается по "качеству".
И наконец по поводу "авторской программы". Чего то не припомню такого автора как Юрий Чехов :-) Возможно Вы имели ввиду программу Валерия Чехова подготовки шахматистов 4-2 разрядов? К сожалению у меня в библиотеке нет этой книги и я успел только бегло просмотреть этот материал. Припоминаю, что сама программа (там кажется в авторах не только один В.Чехов) рассчитана на 2 года обучения и если я не ошибаюсь авторы рассчитывали совершенствовать уровень шахматиста на начальном этапе обучения путем достижения "беззевкового барьера" за счет большого объема практических занятий. Если изучать эту программу в контексте темы "Внимание к шансам соперника" которую мы уже затрагивали на нашем форуме, то подобный подход вполне можно рассматривать как некий "трамплин" на пути формирования и развития этого важнейшего навыка!
По поводу квалификации - мне кажется мы должны одинаково внимательно и уважительно!!! относиться к комментариям любого читателя, любой квалификации (квалификация становиться заметна по ходу наших обсуждений) и вести адекватный, конструктивный диалог, "вежливо" поправляя друг друга, вовремя признавая собственные ошибки и заблуждения, если это необходимо :-)
Всего хорошего!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 241
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 10:49. Заголовок: Волгоградец пишет: ..


Волгоградец пишет:

 цитата:
И, если можно, личный вопрос не по теме - какой Вы шахматной квалификации? Я вижу, что достаточно высокой, но все же интересно узнать, какой именно.


deepness пишет:

 цитата:
помню по себе - когда сам ещё был КМС “удобнее” было играть даже черными:-)



Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 242
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 13:59. Заголовок: deepness пишет: ну ..


deepness пишет:

 цитата:
ну почему и Вы идете по пути нашего уважаемого админа, хотя к его чести он начал более внимательно анализировать чужие высказывания


И здесь я виноват оказался.

Волгоградец пишет:

 цитата:
Кстати, господа тренера, меня интересует Ваше мнение вот по какому вопросу: нужно ли добавлять в процесс обучения решение шахматных композиций?


Лично я постоянно предлагаю на своих занятиях задачи и этюды. Независимо от того, художественные они или нет. Для 3-4 разряда в основном предлагаю задачи. С увеличением силы учеников доля этюдов возрастает. Этюды очень замечательно подходят при изучении эндшпиля. Задачи служат для увеличения счетной способности.
Волгоградец пишет:

 цитата:
Да, действительно, при точной игре белых возможно получение некомфортных позиций, однако о точной игре на уровне 3 разряда говорить не приходится, где-нибудь да и выскочит неточность


О точной игре в маоизвестных дебютах говорить не приходится и для шахатистов вплоть до кмс, а иногда и до уровня мастеров. Лично играл против мастеров и гроссмейстеров левые схемы. И именитые соперники начинали немного "плавать". А уж о третьем разряде и говорить нечего. Так что левые схемы очень действенны в детских турнирах. Правда они работают на 1-2 партии. Дальше Вас раскусывают. Поэтому просто необходимо иметь в репертурае запасные варианты. Кстати, на форуме по этой ссылке можно посмотреть пример как раз левого дебюта. http://saranskchess.forum24.ru/?1-8-0-00000002-000-0-0#004.001

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 22
Зарегистрирован: 07.02.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 22:34. Заголовок: deepness доброй ночи..


deepness доброй ночи... конечно Валерий Чехов, признаю свою ошибку. Тоже просматривал ее бегло, поэтому и хотел узнать поконкретнее. И наконец, по поводу квалификации. Я никоим образом не хотел Вас задеть, мною движет одно лишь любопытство, которое, собственно, и держит меня на этом форуме :)
Кстати, по поводу "левых" схем советую отыскать электронную книгу КМС по заочным шахматамГеннадия Обухова "Дебютное хулиганство", где рассказывается как автор успешно применял "левые" дебюты в шахматах по переписке (!!!).

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.09 12:35. Заголовок: Комментарий


Добрый день!
Уважаемый "волгоградец" поверьте - Вы меня ничем не "задели" :-) , мы просто с Вами обменялись мнениями - в чем то они совпали, в чем то нет - это нормальный процесс! Когда же я писал: "...мы должны одинаково внимательно и уважительно относиться к комментариям любого читателя, любой квалификации..." я имел ввиду не себя, а то, что в силу того обстоятельства, что если на нашем форуме присутствуют шахматисты разного уровня - и перворазрядники и кандидаты в мастера и выше, то столкновение более "экспертных" мнений с менее квалифицированными мнениями неизбежно, поэтому возникает необходимость сохранить такой "эмоциональный фон", чтобы у всех участников нашего форума оставалось желание к продолжению взаимного общения, а также у тех посетителей, которые только случайно или впервые заходят на форум.
Всего хорошего!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.09 13:23. Заголовок: Комментарий


Мы, кстати, отвлеклись от непосредственной тематики нашего раздела - вопросов теории и методики обучения начинающих шахматистов. И я здесь хотел бы дополнить наш "список литературы" литературой "для самых маленьких", речь идет об известном авторе - сотруднике Института теории и истории педагогики РАО, председателе комиссии "Шахматы и образование" ДЮК РШФ, авторе методики обучения шахматам детей с 2-летного (!) возраста и учебного курса для начальной школы "Шахматы - школе", авторе более 60 популярных книг и изданий - Игоре Сухине. Его работы, методические рекомендации вполне можно рекомендовать к изучению тренерам, активно занимающимся с детьми младшего (и младшего школьного) возраста!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 49
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.09 11:50. Заголовок: Уважаемыйdeepness, м..


Уважаемыйdeepness, можно полюбопытствовать? Какую роль, на Ваш взгляд должен играть в обучении компьютер и доступ к сети Интернет?

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 24
Зарегистрирован: 07.02.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 00:52. Заголовок: Также, уважаемый dee..


Также, уважаемый deepness добавлю книгу, по которой знакомился с шахматами сам, книга Гришина "малыши играют в шахматы". Также нашел книгу для начинающих Патрика Вольфа "Шахматы. Шаг за шагом". Книга выстроена наподобие различный "Windows для чайников")), но изложено все просто великолепно.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 270
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 10:24. Заголовок: Элементарные маты. С..


Элементарные маты.
Сегодня мне хочется поделиться со всеми, кому не безразличен процесс обучения, наработками при знакомстве начинающих с элементарными матами. Сразу отмечу, что у меня в лицее №4 уже есть готовый раздаточный материал. Смысл наработки заключается в следующем. Изначально готовится карточка, на которой изображены 6 диаграмм. В каждой позиции требуется поставить элементарный мат в один ход. Также заранее необходимо приготовить 6 отдельных карточек размером с диаграмму, где изображена уже итоговая матовая позиция. 6 маленьких карточек с матовой позицией должны аккуратно размещаться на большой карточке с шестью позициями на мат в 1 ход. Надеюсь, здесь всё понятно рассказал. Таких комплектов из 6 маленьких карточек и одной большой должно быть несколько. Количество зависит от числа учеников. Для начала можно раздавать по 1 комплекту каждому, затем по 2 и т.д. Как же происходит процесс обучения? Каждый ученик получает по одному комплекту. Его задача совместить маленькую карточку с верной позицией на большой карточке. Кто быстрее всех правильно совместит все позиции, тот и выиграл. А в чем заключается наработка можете Вы спросить. В чем фишка данного простого метода? Тут два важных момента.
1. Соревновательный дух. Когда дети в процессе обучения начинают выяснять между собой сильнейшего, то они намного быстрее всё схватывают. Здесь даже индивидуальное обучение отстает. Процесс игры позволяет быстро и легко объяснить ученикам то, что на обычном занятии потребует огромного напряжения и больших усилий. Во время игры дети, сами того не осознавая, изучают шахматы. Вы не представляете, какая радость у победителя этих простых обучающих соревнований! А как стремятся отыграться остальные в следующих конкурсах! Процесс очень живой, занимательный и полезный.
2. Быстрое и ненавязчивое обучение. Посмотрим на ученика, который только познакомился с фигурами и мат еще не научился нормально ставить. Каким образом он будет участвовать в этих соревнованиях? Да очень просто! Ученик будет сначала искать две похожие позиции, которые отличаются только положением одной фигуры. В процессе сравнения двух этих позиций он будет постепенно понимать, как же надо ставить мат. И уже через несколько минут или позиций сам начнет ставить мат, а не просто искать схожие картинки. Проверено!
У меня уже есть готовый материал: 12 больших карточек и 72 маленьких. С обратной стороны маленьких карточек написано решение. Поэтому данный метод можно использовать и для изучения нотации.
Удачи!

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.09 08:50. Заголовок: Методика шахмат для начинающих.


Самым главным недостатком в работе с детьми - это навязывания ребенку своих стеретипов. Этого можно избежать, если тренер будет строго следовать рекомендациям опытных тренеров. Основным пороком из всех стеретипов является стиль игры. Если тренер атакующего, комбинационного стиля, то он именно это и навязывает детям, а дети имеют разные природные задатки. Одним такой стеретип примлем, для других нет. Именно учет природных задатков является главным в общей педагогике обучения детей шахматам.
Негативно сказывается на судьбу детей и шахматный фанатизм тренера. Рано или поздно такое кончается "ломкой". Ребенка надо готовить к жизни и это главное, а шахматы хорошеее вспомогательное средство в овладении навыками анализа и мышления. Шахматные стеретипы более опасны, чем в других видах игр и спорта.
В отношении применения композиции я делал вот что. Котегорически не практиковал работу детей на износ, на решение головоломок. Надо бережно относиться к психике ребенка. Я их наставлял просматривать готовые решения. И если там есть полезные практические позиции и решения, то они отложаться в его психике в комфортных условиях. В композициях, как известно, множество абстракций, не имеющих никакой проктической ценности. Отзывы прошу адресовать на мою почту: - dgimar@mail.ru Дзицоеву Зауру.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 79
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.09 11:03. Заголовок: Бакар, Вы специально..


Бакар, Вы специально пропускаете гласные в словах? Например, стереотип, приемлем)))

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 335
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.09 11:59. Заголовок: Владимир, а Вы может..


Владимир, а Вы можете высказываться по теме, а не задевать собеседника? Это происходит не первый раз. Лучше бы высказали своё профессиональное мнение, а мы с удовольствием почитаем.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 80
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.09 18:57. Заголовок: По какой теме высказ..


По какой теме высказаться? Навязывание стереотипов? Об этом итак написано и рассказано немало. Мое мнение, тренер должен работать не только над ребенком, но и над собой, чтобы избежать типичных ошибок. А писать об этом на каждом форуме с орфографическими ошибками неинтересно. О решении композиций? Рад был узнать, что решение оных до изнеможения не приносит резкого скачка уровня мастерства)))

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 97
Зарегистрирован: 22.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.09 21:58. Заголовок: Добрый день! Может н..


Добрый день! Может не по теме, но в последнее время очень хочу начать заниматься с молодыми шахматистами, так сказать попробовать себя и начать передавать мой опыт. Может быть кто чего посоветует? С чего начать, куда податься?

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 340
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 07:47. Заголовок: Дмитрий, Вы ли это? ..


Дмитрий, Вы ли это? Что с Вами? Вы серьезно? Тренером? Не узнаю. Что случилось, что Вас сподвигло на это решение? Я в шоке. Ну если Вы и впрям всерьез, то могу сказать следующее. Проснись Вы немного пораньше, то могли бы усилить тренерский состав лицея 4. В этом году, если читали форум и сайт, ситуация сложнее в финансовом плане. Да к тому же у меня уже есть кое-кто на примете. Так что в этом году вряд ли я Вам помогу с тренерством в лицее 4. Могу посоветовать сходить в любой центр детского творчества, например, на светотехстрое. Или походить по школам. Только сейчас это проблемно будет, учебный год давно стартовал. Удачи Вам на этом пути. Если нужна будет помощь-обращайтесь.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 81
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 23:13. Заголовок: Я тоже в шоке!!! Обр..


Я тоже в шоке!!! Обратись ко мне, а я подскажу к кому обратиться потом, а он подскажет к кому еще обратиться))) шутка юмора, но я могу поделиться идеями...
Захотелось высказаться на некоторые темы. Например о тактических элементах. Возьмите несколько книг о тактике (пусть не целиком ей посвященные) и сравните упоминаемые в них тактические элементы. Убедитесь, что тактическое содержание любимой нами игры в глазах разных авторов различается, что правильно, т.к. человеческое восприятие субъективно. Это я к чему? А к тому, что тренер, работая с подопечным(и), как бы пишет книгу в его голове! Так вот, подопытного, т.е. подопечного следует брать в соавторы. Я делаю это так: предлагаю соавтору самому составить список тактических элементов, помогая ему с основами.Что значит самому составить список? Нет, не Америку открыть! А подобрать удобную ему терминологию, удобную дифференцированность отдельных тактических идей, например одному удобно просто - "двойной удар", а другому надо различать "вилки" коневые и пешечные, двойной удар слоном, ладьей...
P.S. Еще интереснее субъективное восприятие позиционного содержания шахмат (элементов позиции). Кто знает истину в последней инстанции? Предлагаю публиковать на форуме субъективные списки элементов позиции)))

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 99
Зарегистрирован: 22.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.09 10:51. Заголовок: Шах и мат! А если се..


Шах и мат! А если серьезно, то начни сам тогда, а мы продолжим "терминологию".

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 83
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.09 13:03. Заголовок: Приведу список, пред..


Приведу список, предлагаемый А. Котовым в книге "Как стать гроссмейстером".
1. Материальный перевес
2. Плохая позиция вражеского короля
3. Наличие проходной пешки
4. Слабые пешки
5. Слабые поля
6. Слабость периферии
7. Пешечные островки
8. Сильный пешечный центр
9. Преимущество двух слонов
10. Владение открытой вертикалью
11. Владение открытой диагональю
12. Владение горизонталью
13.Неудачная позиция одной фигуры
14. Дисгармония в расположении фигур
15. Перевес в развитии
16. Фигурное давление в центре
17. Перевес в пространстве
Отмечу, что автор разделяет первые 12 элементов и последние 5 на постоянные и временные. На мой взгляд это разделение весьма условно, поэтому я со своей субъективной колокольни решил их объединить в общий список. Теперь предлагаю обсудить оный...

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.09 19:50. Заголовок: О тактических элементах


Добрый вечер!
Владимир, хотелось бы уточнить некоторые моменты, которые Вы упоминали в Вашей статье (от 06.11.09) относительно "тактических элементов". Первое - Вы пишите: "...тактическое содержание любимой нами игры в глазах разных авторов различается...", если сравнивать соответственно различные источники. Вероятно под "содержанием", Вы имеете ввиду вопросы классификации, а не терминологии - поскольку классификация всем известных нам тактических элементов действительно может быть различна (об этом, кстати, говорит и А.Котов в упомянутой Вами книге). Второе - всё таки по поводу терминологии. Поделитесь пожалуйста - когда Вы предлагаете своим ученикам выбирать между названиями "двойной удар" и "вилка" - действительно ли серьёзно повышается способность учащегося к восприятию рассматриваемого Вами данного тактического элемента? Действительно ли Ваши ученики начинают показывать более успешные результаты при решении соответствующих учебных заданий? И, кстати, как Вы определяете кому "подходит", а кому "не подходит" то или иное название (термин) - просто предлагаете ученику выбирать? А кроме того ,согласитесь, что понятие "вилка" обычно не соотносят (не употребляют), допустим, с "двойным ударом слона". Или Вы предлагаете ввести новый термин - "слоновая вилка" :-)
И наконец напишите, как может выглядеть тот "альтернативный" список тактических приемов, который Вы даете своим ученикам вместо общепринятых (поскольку, согласитесь, Ваш пример с "двойным ударом" и "вилкой" - тривиален).
Если же говорить серьёзно, то здесь, на мой взгляд, упомянутый Вами, проблемный аспект в вопросе терминологии несколько преувеличен и дело здесь не только в том, что мы конечно же должны учитывать концепцию "личностно-ориентированного обучения", которую собственно активно позиционирует наша отечественная система образования, но также и в том, что уже давным давно открыт один философский принцип, актуальный именно в данном контексте и который называется "бритва (лезвие) Оккама", который (не в оригинале) звучит приблизительно так - "не следует умножать сущностей без необходимости". Суть этого принципа, который в логике носит название "принцип достаточного основания" заключается в том, что не надо вводить новые законы (термины), чтобы объяснить какое-то новое явление, если это явление можно объяснить старыми законами (терминами). Кстати Альберт Эйнштейн в своё время переформулировал принцип "бритвы Оккама" несколько по другому: "Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того" :-)
Но если вновь серьёзно - опять же не следует забывать упомянутый "личностно-ориентированный подход" в обучении, учитывающий самые разнообразные психолого-педагогические особенности учащихся, позволяющих, а вернее даже - обязывающих преподавателя применять те или иные методы (и, кстати, в том числе соответствующие методики) обучения. Но даже здесь - факт остается фактом - постановка вопроса о целесообразности внесения изменений, дополнений и т.д. в существующую терминологию возможна только (!) при наличии соответствующей доказательной базы (а по сути - педагогического эксперимента), который позволит, как мы уже обсудили, сделать тот или иной вывод.
И последнее - вероятно те идеи, мысли которые Вы пытались донести до всех участников нашего форума просто имеют иной смысл, возможно Вы имели ввиду что то другое, то что мне не удалось уловить, а возможно и я что то неправильно понял. Если это так - прошу Вас прокомментировать и обосновать Вашу точку зрения.
Всего хорошего!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 355
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.09 13:56. Заголовок: Хотелось бы поторопи..


Хотелось бы поторопись Владимира с ответом, поскольку лично мне, да наверно не только мне, его выводы не совсем понятны. Захожу на форум в надежде всё-таки увидеть ответ на интересующий меня вопрос, а его нет. Непорядок...

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 123
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.09 13:41. Заголовок: С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ..


С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ 2010 ГОДОМ!

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 01.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.10 21:06. Заголовок: Прочитал первый пост..


Прочитал первый пост, в котором предлагался метод изучения шахматной доски с помощью игры "морской бой". На своих занятиях я уже давно применяю похожий метод, с той лишь разницей, что бумага и ручка применяется только для записи очков. Для осуществления этого метода необходим компьютер и демонстрационный экран (осознаю, что такая роскошь есть далеко не во всех шахматных классах).
Итак, делим класс условно на две группы (мальчики и девочки), загружаем одну из программ продукции ChessAssistant, например, CT-ART 3.0 и выводим на экран одну из начальных позиций. Затем команды поочередно называют любое поле доски, на котором, по их мнению окажется какая-либо фигура в следующей диаграмме. Проще говоря, девочка называет поле h5. Я переключаюсь на следующую позицию и все смотрят на поле h5. Если там оказывается, например, слон, то команда девочек получает 3 очка и не теряет право на следующий выстрел. Игра ведется до 21 очков - это оптимальная цифра, но ее можно корректировать в зависимости от условий и ситуации. Коронка игры в том, что если под выстрел попал король, то сгорают все очки своей команды. Игра очень азартная, пользуется большой популярностью.
В процессе игры, по усмотрению педагога, можно делать акцент на правильность произношения названия поля и так далее.
Есть еще одна интересная находка для воспитания выдержки у непоседливых и торопливых учеников. Мы назвали ее "часовая мина". Ну об этом с удовольствием расскажу в следующий раз.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 460
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 07:38. Заголовок: Данный метод действи..


Данный метод действительно очень похож на описанный выше. Конечно есть свои плюсы в привлечении высоких технологий. Но большой минус в том, что эти самые высокие технологии доступны, как мне кажется, только в Москве или крупных шахматных школах. По крайней мере, в Мордовии об этом приходится только мечтать. В очень редких шахматных секциях есть демонстрационные доски, не говоря уже об экранах.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 01.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 13:16. Заголовок: ЧАСОВАЯ МИНА Сама ид..


ЧАСОВАЯ МИНА
Сама идея была взята из семинара Марка Дворецкого, который он проводил в Дагомысе в 2008 году. Впоследствии меня поразил тот эффект, который происходит в процессе этой игры. Непосредственная цель - заставить думать за доской, не торопиться и не делать необдуманных ходов.
Берем позицию с форсированным выигрышем, например:
Белые: Крg2, Фf4, Лh1, Ch3, Ch6, Kc3, п. a2, b2, d5, e4, f2, g3.
Черные: Крg8, Фd8, Ла8, Ле8, Сh8, Ka1, Kd7, п. a6, b5, c5, d6, e7, f7, g6.

Еще нам понадобятся шахматные часы для каждого ученика отдельно, которые мы ставим на 5 часов (контроль, как известно, заканчивается в 6 часов). Условия задания следующие: ученикам объявляется, что их позиция (они играют белыми) выигранная. Они должны сделать ход и пережать молча кнопку часов (всё как в реальной партии). Если ход верный, то педагог подходит и делает ответный ход. Если ход неверный, то он возвращается, а на часах добавляется штраф к показаниям в 5 минут. Таким образом, у кого падает флажок - тот "взрывается" и выбывает из игры. Побеждает тот, кто за условный час найдет решение или останется последним живым.
Можно давать одно задание на всех (потешно наблюдать потом как некоторые пытаются подглядывать за ходами своих одноклассников), можно давать каждому отдельное задание. Попробуйте, понравится вам и вашим ученикам. "Торопыги" довольно быстро начинают понимать, что наскоком минное поле не пройти и начинают думать.

Решение: 1. Ф:f7 Кр:f7 2. Сe6 Крf6 3. e5 Кр:е5 4. Лd1! Крf6 5. Ke4 Кре5 6. Сf4 Кр:е4 7. f3X

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 469
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 14:10. Заголовок: Очень интересная иде..


Очень интересная идея. надо будет обязательно попробовать на своих занятиях. об итогах обязательно напишу.
Вопрос: а не получится ли так, что победить может тот, кто вообще не пробовал делать ход?

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 01.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 14:45. Заголовок: admin пишет: Вопрос..


admin пишет:

 цитата:
Вопрос: а не получится ли так, что победить может тот, кто вообще не пробовал делать ход?



Об этом тоже думали. Приняли решение такое: кто не делал ходы вообще, тот не может претендовать на победу. Модификации этой игры можно придумывать самые разные.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 4
Зарегистрирован: 01.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 14:48. Заголовок: Одним из возможных в..


Одним из возможных вариантов этой игры возможен такой: если ученик рано выбыл из игры и очень этим расстроен, то пользы от того, что он будет сидеть и просто хлопать глазами никакой. Поэтому можно разрешить ему пойти "на второй круг", но тогда уже оценка будет снижена, чем если бы он сделал с первого захода.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 5
Зарегистрирован: 01.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 14:56. Заголовок: Еще хотелось бы доба..


Еще хотелось бы добавить, что во время игры всякие выкрики, привлечение к себе внимания (мол ход уже сделан) и другие нарушения не приветствуются. Более того, за них также можно наказывать штрафом. Всё это приближает ситуацию к турнирной.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 526
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.10 19:58. Заголовок: Несколько раз опробо..


Несколько раз опробовал предложенный метод на своих занятиях. Уровень учеников - 3-4 разряд. Не могу сказать, что всем понравился этот метод, но радует тот факт, что есть и такие, кому очень понравилось. Главным недостатком является возможность даже неумышленно увидеть развитие событий на соседних досках. Очень многие смотрели какой ход предлагают другие. И часто это происходило не специально. Любому человеку, а тем более ребенку, крайне интересно узнать, как же развиваются события на соседней доске. Поэтому вижу пока единственный способ избежать подглядываний. Этот способ также описан выше. Необходимо всем ученикам предлагать различные задания. И в этом случае многие будут смотреть соседу на доску, но это уже не поможет в решении собственной позиции.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 09.02.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.13 13:35. Заголовок: Расскажу, как я пров..


Расскажу, как я провожу занятия с начинающими по тактике.
В любой задаче ученик должен назвать или выписать все возможные шахи и взятия. Если все правильно, то начисляю дополнительные баллы, если названы не все возможности - баллы снимаются. Получается эффект соревнования. В конце занятия подводим итог, кто лучше справился.
Ну и задачу конечно же нужно решить правильно )

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 1678
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.02.13 22:40. Заголовок: bingo пишет: В любо..


bingo пишет:

 цитата:
В любой задаче ученик должен назвать или выписать все возможные шахи и взятия



Далеко не все начинающие могут справиться с данным заданием, хотя бы из-за неумения записывать ходы и незнания нотации. Но идея хорошая, интересная. Надо будет попробовать применить ее на практике.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 09.02.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 06:49. Заголовок: Например, в задачник..


Например, в задачнике Иващенко в начале идут элементарные позиции (мат в 1 ход). Там рассматриваем все возможные шахи и способы защиты от них. Дети начинают постепенно осозновать, что не любой шах королю приносит пользу.
Ну а если не умеют записывать, то даю им распечатки и они карандашом рисуют ходы стрелками.

Про элементарные окончания (мат тяжелыми фигурами, король и пешка против короля, отдаленная, защищенная проходная и т.д.):
Подготовил листочки с 12 позициями на каждую тему. И провожу турниры. Например, тема - Мат тяжелыми фигурами. В первом туре разыгрывается первая позиция за оба цвета, во втором - вторая и т.д. Дети одновременно учатся матовать и делают это более целеустремленно, ведь на кону победа в турнире )

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.13 15:07. Заголовок: видеоуроки по стратегии шахмат


даю ссылку на страницу вконтакте мастера ФИДЕ Алексея Яровинского, у него на стене вылажены видеоуроки по стратегии шахмат. думаю это будет интересно для тех кто занимается самостоятельно и неимеет возможнасть посещать шахматную секцию. vk.com/alexeyyarovinskyj

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.13 15:23. Заголовок: .

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.13 15:33. Заголовок: пршу прощение


прошу прощение с первого раза не получилось. надеюсь admin поправит. также Яровинский дает уроки по скайпу, я у него на ШП интересовался по цене 10 долларов в час. для жителей Мордовии конечно дорого... также спрашивал какой результат в обучении гарнтирует, он ответил до КМС в реальных турнирах доведу. только где взять эти реальные турниры в Мордовии))))))

Спасибо: 1 
Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 1814
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.13 07:12. Заголовок: вадим пишет: прошу ..


вадим пишет:

 цитата:
прошу прощение с первого раза не получилось. надеюсь admin поправит.


После регистрации данная проблема исчезнет. Можно будет самостоятельно исправлять недочеты в своих сообщениях.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 2417
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.14 15:34. Заголовок: Вот парочка мультфил..


Вот парочка мультфильмов для детей.








Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 46 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 19
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет