On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор


Сообщение: 224
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.09 23:41. Заголовок: Методы работы с начинающими


В этой теме хотел бы поделиться теме небольшим своим опытом по работе с начинающими. Надеюсь, что другие шахматисты, не обязательно тренеры, также не останутся в стороне и выскажут своё мнение по этому вопросу. Итак, приступим.
Знакомство с доской. Честно признаюсь, что узнал об этом методе из книги Зака. Поскольку книги под рукой сейчас нет, то буду описывать всё своими словами. Не так много детей, маленьких детей, которые будут внимательно слушать о том, как правильно называть поля доски. Им это неинтересно. Для детей намного важнее сам процесс игры. Тогда почему бы не превратить процесс знакомства с шахматной доской в игру? Делается это очень просто. На двойном листке в клетку (чтобы было удобнее) рисуются две шахматных доски, подписываются горизонтали и вертикали. Лист расположить таким образом, чтобы на одной части можно нарисовать доски, а второй частью прикрыть то, что нарисовано, от других. Ничего Вам это не напоминает? Конечно, морской бой!!! На левой доске рисуете корабли, например, с 3 палубами, с 2 и с 1. Количество кораблей произвольно. А на правой доске отмечаете свои выстрелы. Не буду здесь рассказывать о правилах морского боя, все их знают. По заверениям Зака дети с желанием и очень быстро изучают доску подобным образом. Я решил проверить это на практике.
Сначала я просто рассказывал о доске. Кто-то сразу схватывал, кто-то чуть позже, для многих же это было совершенно непонятно. Я на ОДНОМ занятии провел морской бой. Ажиотаж, с которым прошло занятие, трудно представить. Дети, которые с неохотой занимались шахматами, просто рвались за шахматные доски. Поиграть-то поиграли, а вот выучили ли дети доску? Я пока не знал. И вот на следующем занятии я предложил лучшему ребенку закрыть глаза и попытаться угадать цвет того поля, которое я буду называть. Он справился практически на отлично. Кажется, была всего одна ошибка. Тут ко мне подошла девочка (не буду называть фамилию), которая очень настойчиво попросила и её так же проверить. Надо сказать, что до занятия с морским боем она вообще ничего не понимала в нотации. И как я не старался, она не могла понять, как же называть эти странные поля. Естественно, я не хотел, чтобы девочка пробовала свои силы в столь сложном испытании. По всем раскладам, она должна была с треском завалиться, не назвав ничего правильно. Но она очень упрашивала. Тогда я согласился. И что Вы думаете? Ни единой ошибки!!! Я просто не поверил. Как я её не путал, девочка не ошиблась ни разу! Я был в шоке.
Так что советую всем тренерам и родителям начинающих шахматистов метод «морского боя» при изучении шахматной доски. Результаты просто великолепные.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 46 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]





Сообщение: 15
Зарегистрирован: 07.02.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 19:29. Заголовок: Интересный метод... ..


Интересный метод... когда возьму группу новичков, возьму его на заметку. Раньше я вел группу не совсем начинающих (4-3 разряд). Тоже могу поделиться методом, который я нигде конкретно не брал. Изучение дебюта - одна из самых тяжелых, трудоемких частй учебного процесса. Мы с ребятами заранее договаривались, что будем изучать, и после этого на одном занятии разбирали один вариант того или иного дебюта, но после каждого хода я спрашивал у детей, какой ход они бы сделали здесь и почему. Нередко мнения были прямо противоположными, завязывались споры, шло горячее обсуждение, дети "топили" варианты друг друга и продвигали свои. Вообще, очень важно научить ребенка разговаривать, выражать свои мысли четко и ясно. Это поможет и в шахматах, и в жизни. В итоге мы приходили к миттельшпильной позиции, вместе продумывали план игры. Потом дети садились и разыгрывали миттельшпильную позицию. На дом я выдавал 2-3 партии, которые надо было проанализировать. В итоге в дебюте дети не теряются, а изучение прошло с минимальными потерями.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 236
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 22:23. Заголовок: Вообще, правда это о..


Вообще, правда это относится к более опытным в шахматном плане детям, можно задавать на дом какой-либо дебют (критическую позицию из дебюта, эндшпиль и пр.) двум ученикам (или двум группам), которые должны потом отстаивать свою точку зрения. Роли распределяются заранее.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 00:10. Заголовок: По поводу изучения дебюта


Добрый вечер уважаемые шахматисты!
Позволю себе высказать некоторые мысли по поводу изучения дебютной теории, по крайней мере, на уровне шахматистов низких разрядов, хотя занимался этим уже несколько лет назад и сейчас “специализирусь” на другом уровне.
Во-первых, не могу полностью согласиться с уважаемым "волгоградцем" относительно того обстоятельства, что "...изучение дебюта - одна из самых тяжелых, трудоемких частей учебного процесса", если речь идет именно о том уровне шахматной квалификации, которую Вы обозначили (4-3 разряды). По-моему у таких шахматистов хватает “пробелов” и без изучения теории дебютов – именно их устранением и следует заниматься в первую очередь (уверен, Вы и сами в курсе подобных “пробелов”). В этом смысле настолько уж “переоценивать” значение дебютной стадии в плане “тяжести изучения, трудоемкости" и тому подобное – вряд ли целесообразно! Здесь же можно привести пример и о “важности” цвета фигур в дебюте, относительно чего у некоторых начинающих шахматистов складывается не совсем правильное, на мой взгляд, понимание (я вполне уверен, что вплоть до уровня кандидата в мастера “цвет” какого то “решающего значения” не имеет – помню по себе - когда сам ещё был КМС “удобнее” было играть даже черными:-).
Кроме того, ведь если ребёнок овладел “правилами игры в дебюте для начинающих”, то проблема дебюта конкретно для него выражается в очень простом вопросе, который совершенно очевиден для взрослого шахматиста и приобрел уже вполне закономерно статус “риторического” вопроса - “Что делать?”. И речь здесь идет, разумеется о том, что делать по крайней мере после того, как наш шахматист сделал всё “как нужно” – пускай это как минимум – “захватил центр, вывел фигуры, сделал рокировку…” И что теперь? Неужели на уровне 3-4 разряда мы, к примеру, будем изучать “карлсбадскую структуру” или “планы игры против изолятора”? О каких “планах в миттельшпиле” вообще может идти речь на таком уровне, если наш шахматист “зевает направо и налево”. Мне почему то кажется, что наиболее простым и понятным выходом в подобной ситуации является вполне уместная рекомендация игры “на атаку” как основной дебютной стратегии, но здесь у меня возникает “подозрение”, что, несмотря на отсутствие конкретных примеров в Вашей статье – собственно что за дебютные варианты изучались с ребятами, именно о подобных “активных” дебютах и шла речь - ? Опять же повторю, что мы обсуждаем уровень шахматиста ну по крайней не превышающий 2-3-го разряда! Что же касается упомянутой “игры на атаку”, как вполне приемлемого метода при изучении дебюта, то не всё так просто! Речь здесь должна вестись – первое – как о таком “передовом” понятии в педагогической науке вообще –“дифференциация и индивидуализация процесса обучения”, которое в примитивном смысле охватывает именно индивидуальные психологические особенности учащегося (к примеру – возможное чувство “дискомфорта” вследствие, допустим, того или иного темперамента, возникающее у ряда учеников при условии, что тренер попросту “заставляет” атаковать, играть “под стать себе” – в атакующем, агрессивном стиле, да ещё и играть те же дебюты, что и он сам – кстати распространенный “тренерский” недостаток). А также - второе - о самом “конструировании” дебюта, направленного на возможность проводить такую “атаку”. На самом деле идентифицировать такую “склонность” учащегося к возможным “атакующим” построениям не представляется особо сложным делом, а вот что касается самих таких построений, то можно предложить также известный метод, когда ученик изучает не сам дебют, а “дебютную схему”! Не буду подробно останавливаться на особенностях такого подхода в дебюте – написано по этому поводу немало (могу, если уж кому совсем интересно - дать как список литературы, так и поделиться своими наработками). Думаю, можно согласиться, что дать такую “схему”, где ребенку достаточно показать основные идеи, показать расположение фигур и пешек для атаки не так уж и трудно и совсем не “трудоёмко”. Важно, как обычно – “вовремя остановиться”, то есть не создавать у ребенка иллюзию того, что весь дебют сводиться к одному такому “атакующему” методу, но это проблема, как мы понимаем, более высоких разрядов!
Полностью поддерживаю мысль о том, что “…очень важно научить ребенка разговаривать, выражать свои мысли четко и ясно”. Добавлю, что проблема ещё и в том, что всё-таки эта “четкость” зависит, к сожалению, не только от тренера, но и от “возрастных” особенностей учащихся (кому интересно – можно рекомендовать труды известного психолога Ж.Пиаже с его работами по “возрастной психологии” или любых других авторов).
Всего хорошего!


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 19
Зарегистрирован: 07.02.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 00:48. Заголовок: deepness по видимому..


deepness по видимому, уровень Ваших и моих третьих разрядов сильно отличается, потому что мои третьи разряды зевают, но достаточно редко, владеют основными стратегическими приемами, также на достаточном уровне подкованы в тактике. Но все это не имеет смысла, если после первых 10-13 ходов получать очень тяжелую позицию. Игра на атаку, а так же банальное напал-защитил уместна только на очень низком уровне играющих. Дебюты, изучаемые моими ребятами - Королевский гамбит за белых и черных, Итальянская партия, Английское начало. За черных - Будапештский гамбит, истинная защита Филидора, Русская партия, Латышский гамбит. Как Вы видите, каждый ребенок может подобрать дебют себе по нраву.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 10:30. Заголовок: комментарий


Уважаемый "волгоградец", как я уже сказал - у меня в последние несколько лет вообще нет!! шахматистов уровня 3-4 разрядов - читайте и разбирайте более внимательно мои посты!!! (ну почему и Вы идете по пути нашего уважаемого админа, хотя к его чести он начал более внимательно анализировать чужие высказывания). Всё о чем мне удается судить это тот "уровень", который я вижу в нашем регионе, может этот уровень действительно снизился - согласитесь процессы "девольвации" шахматных разрядов и званий, к сожалению, нередкость в наше время. Но речь не об этом!!! По поводу подхода к дебютному репертуару - это вопрос "концепции"! Ваше право следовать "общепринятым" рекомендациям о том, что изучение дебюта следует начинать с изучения гамбитов (Многие - к примеру Давид Бронштейн - согласились бы с Вами). У меня другая точка зрения - давать всем подряд изучать варианты королевского гамбита или какого другого гамбита - полная ерунда! Мои "бывшие" третьеразрядники вполне приемлемо разбирались и в тактике и в элементах стратегии, но их знания в дебютах были более "универсальными" - они имели, пусть и небольшой, но опыт в полуоткрытых началах (например французская, сицилианская защита и некоторые другие), где необходимо иметь несколько другой "подход" и где мат "сразу" не поставишь и много чего не пожертвуешь! А насчет такого уж широкого выбора в Ваших дебютах - простите - но не такой уж это и богатый выбор. К примеру русская партия за черных - не совсем понятный для меня выбор, если Вы с Вашими учениками хотите чего-то добиться, скажем в той же Костроме или в Дагомысе. Будапештский и Латышский гамбиты - вообще дебюты на "одно применение" - так как ведут просто к тяжелым для черных позициям, а если белые чего-то не знают и не "цепляются" за пешки, то вообще к равенству! Хотя в контексте "однократного" их применения на более или менее ответственных соревнованиях - пожалуй соглашусь с Вами.
В любом случае хочу сказать, что изучение полуоткрытых начал - способно закладывать "фундамент" позиционного понимания шахматиста уже с 3-го разряда и что не менее важно избавляет некоторых ребят от банальной "зубрежки"! Могу сказать больше - идеи французкой защиты вполне можно объяснить "на пальцах" - даже на уровне "схемы"! Одним словом - необходим индивидуальный подход к каждому ребенку (что я и попытался сказать в своей первой статье) и соответственно такой же индивидуальный подход при формировании дебютного репертуара! Когда я занимался с такими шахматистами мы, к примеру, изучали Шотландский гамбит за белых - считаю его ничуть не хуже королевского гамбита, но опять же повторю - изучение того или иного гамбита - дела "вкуса" и вероятно "тренерского" опыта!
Что же касается стратегии "напал-защитил" - это слишком примитивное понимание самой "дебютной схемы" как таковой и соответственно "схемы" атаки. Наличие подобных отработанных "схем", извините - далеко не уровень начинающих шаматистов! Речь здесь идет совсем о другом, Вы к сожалению меня просто не поняли!
Например в упомянутом Вами английском начале также существует несколько "схем", которыми могут пользоваться уже весьма квалифицированные шахматисты и применение которых может принести свои немалые "дивиденды".
Могу сразу привести пример из своего опыта. Когда я только начинал своё знакомство с сицилианской защитой за черных, то неизбежно столкнулся с одной из "дебютных схем" - "староиндийским началом" (рекомендую всем интересующимся изучить соответствующую статью Марка Дворецкого в серии книг - "Школа будущих чемпионов" - том 2 - "Секреты дебютной подготовки" и поближе познакомится с такой "дебютной схемой"). Соответственно возникла проблема "расстановки" за черный цвет, найдя такую "расстановку" оказалось, что её идеи возможно использовать в английском начале, но разумеется с лишним темпом! Здесь следует сделать замечание по поводу того, что это уже "дебютная схема" скажем так несколько другого уровня - там белые "сразу" мат не ставят и не стремятся к какой-либо ассиметрии с точки зрения рокировки :-)
Ещё пример - известный план за белых, если черные играют "сицилианку", а именно - "расстановка": е4+f3+Сe3+Фd2, 0-0-0 и т.д. Такой расстановкой пользуются и в английской атаке сицилианской защиты, атака Кереса "навеяна" идеями этой "расстановки", да и много других дебютов используют подобную идею. Даже против упомянутой Вами защиты Филидора вполне возможно "адаптировать" указанный план! Чем не "дебютная схема" - если тщательно разбираешь какие фигуры и как расположены, какие пешки двигать и в какой последовательности для более эффективной атаки, какие ресурсы соперника следует при этом учитывать и многое другое! Приведу известное высказывание Роберта Фишера (дословно не помню) по отношению к варианту дракона всё той же сицилианской защиты: "...игра белых проста - Ch6, h4-h5, шах, шах и мат" :-) Но если говорить серьезно, то метод которые используют белые при фианкеттированном слоне черных - уже стал классическим - белые меняют чернопольных слонов, вскрывают линию "h" и пытаются создать какие либо угрозы - типичный составной элемент "схемы" с "е4+f3+Сe3+Фd2 и 0-0-0"! Другой пример - система Земиша в Староиндийской защите также с похожей "картинкой", но там всё гораздо сложнее и шахматисты-профессионалы пользуются более "тонкими инструментами" - зачастую лишь "имитируя" активность на королевском фланге и преследуя совсем иные цели!!!
Как Вы заметили я уже писал статьи в "тренерском цехе" для квалифицированных шахматистов, что собственно и яляется предметом моего тренерского интереса - если есть желание можем обсудить это в том разделе :-)
По поводу изучения основных "стратегических" приемов я тоже в своё время изучал, как тренер, "Программу...." В.Е.Голинищева для шахматистов различного уровня да и многие другие периодические издания - вероятно уроков "Программы..." по стратегии хватает для шахматистов 3-го разряда, но давайте не будем терять время на формулирование требований к квалификации и какими знаниями, умениями и навыками должен обладать шахматист определенной "категории" - мы все в курсе "Как учить", "Чему учить" и "В какой последовательности"!
Задача форума ведь не только делиться "уникальным" опытом - тем, которого не почерпнешь из уже существующих методических и иных изданий, но и вести конструктивный диалог, внимательно!!! изучать то что пишет твой "коллега по цеху", не "скакать по верхушкам", делая поверхностные выводы (жаль что у нас на форуме присутствует такая практика) и тем более уж не выяснять отношения "кто ты, а кто я". По крайней мере моя шахматная и тренерская квалификация достаточна и чтобы объективно судить о тех проблемах, которые мы обсуждаем и если это необходимо - "признать ошибку" (качество, которому я кстати, научился на сессиях Марка Дворецкого и которое так важно в шахмататх и в жизни) :-)
Теперь ещё "по делу" - хочу добавить (это относится уже ко всем участникам форума), что в 2001 году вышла книга (по форме - как "справочник") - А.Н.Терехина - "Стратегические приемы" (сейчас уже вышло переиздание и вероятно не первое) - эту книгу советую изучить, если кто не в курсе. Преимущество этой работы - собрано много стратегических приемов из разных источников, приведены примеры, то есть это неплохой материал и для шахматиста-практика и для тренера!
Всего хорошего!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 238
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 17:26. Заголовок: Как мне кажется, вес..


Как мне кажется, весь сыр-бор разгорелся из-за разного понятия "начинающий". В моём понимании начинающие только знакомятся с правилами, участся ставить элементарные маты, то есть делают самые первые шаги. То есть никаких разрядов еще нет. О том, как легко и быстро можно научить детей ставить простые маты в 1 ход я расскажу чуть позже.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 20
Зарегистрирован: 07.02.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 17:52. Заголовок: deepness Поверьте, я..


deepness Поверьте, я внимательно ознакомился с Вашими постами, и под "вашими" я имел в виду Ваше представление о качестве их игры. Тут же возникает логичный вопрос по поводу Вашего высказывания - а, имея третьий-второй разряд, ребенок может на что-то претендовать в Костроме или Дагомысе? Да и кстати, я не видел по-настоящему "тяжелых" для черных позиций в Будапеште или Латышском. Получить "тяжелую" позицию где угодно. Например, в указанной Вами Сицилианской защите черные могут попасть в большую беду при неточной игре в случае 2.f4, к примеру. Я не хочу скзать, что изучение схем - это глупость, однако считаю этот метод дебютной подготовки на данном уровне очень рискованным. Индивидуальный подход, безусловно, нужен, но не на этом уровне.
Помимо великолепной (не побоюсь этого слова) программы Голенищева, можно еще посоветовать "Уроки шахмат" Всеволода Кострова, а также отличную книгу (правда, очень редкую) Рафаила Горенштейна - "Стань гроссмейстером К". Ну а по тактики лично для меня авторитет - Костров и его шахматный решебник (для самых слабых), Нейштадт и серия 1000 матовых комбинаций и 1000 лучших шахматных комбинаций.
Кстати, господа тренера, меня интересует Ваше мнение вот по какому вопросу: нужно ли добавлять в процесс обучения решение шахматных композиций?

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 21:03. Заголовок: Комментарий


Добрый вечер!
Уважаемый "волгоградец" давайте по порядку:
1.Очень хорошо, что Вы задали вопрос относительно шансов начинающих ребят в той же Костроме, признаюсь я специально не стал сразу отвечать на него в своей статье. Ответ прост - вероятность "выстрела" именно в таком возрасте многократно увеличивается и поверьте крепкого 2-го разряда вполне достаточно для этого. Я не имею ввиду конечно, что такой ребенок вот так "выстрелит" и сразу станет чемпионом, но согласитесь "детские" шахматы имеют свою специфику!
2.То что Вы не видели "тяжелых" позиций к примеру в Будапештском гамбите - значит Вам или Вашим ученикам просто надо играть с более квалифицированными шахматистами. Однако соглашусь, что выразиться здесь мне надо было бы просто поточнее и говорить не о "тяжелых" позициях, а скорее о "некомфортных", если вы меня понимаете.
3.Вариант с ходом 2.f4 в сицилианке - играл одно время сам, однако после более детального анализа всевозможных идей (например известной возможности f4-f5, маневра Фd1-e1-h4 и т.п. - думаю Вы и сами в курсе) понял, что за дебютное преимущество бороться там белыми не представляется возможным! А "попасть" по дебюту можно где угодно и необязательно в "активных" или "левых" схемах.
4.К вопросу "очень рискованных" дебютных схем как метода формирования дебютного репертуара - это явный "перебор". По крайней мере риска в этом случае не чуть не больше, чем играть всё тот же Будапештский гамбит.
Могу привести пример - мой ученик (несколько лет назад в ) трижды становился подряд чемпионом области в возрасте до 8 и до 10 лет имея 2-ой и затем 1-ый разряд и я как тренер остался вполне доволен использованием подобных "дебютных схем". В чем Вы видите какие то опасные "риски" в этом случае - мне непонятно.
5. У петербуржца Всеволода Кострова действительно немало решебников, добавлю к Вашему списку ещё серии "Обыграю ли я чемпиона мира" и "В какую силу я играю". Вполне приемлемы также сборники В.А.Конотопа для шахматистов от начинаюших до уровня 1р-КМС. А вот от книг Горенштейна "Шахматы. Миттельшпиль" в 2-х книгах я, мягко говоря - ждал большего...
К счастью для тренера да и для шахматиста-практика сейчас недостатка в литературе нет, поэтому необходимо только время и желание :-)
6. Индивидуальный подход нужен всегда!! и на любом уровне!! в этом я не сомневаюсь, другое дело, если Вы имеете ввиду группу начальной подготовки, где к примеру сидит 15 начинающих ребятишек, тут конечно могут возникнуть "технические" трудности с "индивидуализацией" процесса обучения :-)
7.К вопросу использования шахматной композиции (не "художественной" разумеется) ответ - однозначно да!! Вопрос заключается только в том - как, при каких условиях, в каких объемах, в каких формах (например использование таких заданий как "позиций для разыгрывания" для квалифицированных шахматистов) и для какого уровня использовать такие материалы.
P.S. Постараюсь найти время и привести пример такого метода (использование этюдов - как позиций для разыгрывания на примере тренировки навыка "метод исключения" при расчете) - в разделе для шахматистов более высокой квалификации.
Всего хорошего!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 21
Зарегистрирован: 07.02.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 00:22. Заголовок: deepness 1. Мое мне..


deepness
1. Мое мнение (пусть оно возможно и неправильно), что Кострома, да ЮФО до 10 лет это не соревнования а по большей части лотерея. Поэтому однозначно предсказать там победителя очень сложно
2. Да, действительно, при точной игре белых возможно получение некомфортных позиций, однако о точной игре на уровне 3 разряда говорить не приходится, где-нибудь да и выскочит неточность :)
3. Данный вариант немного расписан в книге Калиниченко "Дебютный репертуар атакующего шахматиста". Советую взглянуть, возможно, почерпнете какие-либо новые идеи. По поводу "попадания" где угодно полностью согласен, и именно поэтому считаю целесообразным ставить в общем-то малоактивные, зато гарантирующие защиту от немедленного влета или получения абсолютно незнакомой позиции.
4. Хотелось бы узнать Ваше мнение (Вы, я вижу, человек очень компетентный) и о авторской программе Юрия Чехова, если Вы, конечно, ее видели.
И, если можно, личный вопрос не по теме - какой Вы шахматной квалификации? Я вижу, что достаточно высокой, но все же интересно узнать, какой именно.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 09:13. Заголовок: Комментарий


Доброе утро!
Уважаемый "волгоградец" Вы как-то вновь "увильнули" от проблемы возможного использования "дебютных схем" и соответственно той степени "риска" которая Вас якобы беспокоит при их применении..., но сохранить "status quo" - Ваше личное право :-) и думаю нам пора заканчивать дискуссию в этом направлении.
По поводу книг Николая Калиниченко. У меня есть в электронном варианте обе книги (для читателей нашего форума добавлю, что вторая из них называется "Дебютный репертуар позиционного шахматиста") и вряд ли у меня получится почерпнуть "что-то новое" из его работ. Вообще же я привык доверять больше собственным анализам или анализам более компетентных шахматистов, чем сам Калиниченко. Не могу не привести пример - открываем страницу №28 книги "Дебютный репертуар позиционного шахматиста", вариант с I. 4...Cf8-b4 (после 1.e4 e5 2.Кc3 Кf6 3.Кf3 Кc6 4.d4...), читаем комментарий (уже на стр.29) к ссылке на партию Диас-Родригес, Куба 1981г. (вариант с 8...К:d4, вместо 8...Ca5) - "...как видим вариант насыщен тактикой, но абсолютно неприемлем для черных" Ну как же неприемлем, если вместо 13...Фb4 есть возможность сыграть 13...d5 "сразу"? Не буду выкладывать "компьютерную линию" - смысл совсем в другом - весь вариант со ссылкой на партию Диас-Родригес - "перекочевал" из югославской энциклопедии!! Вот об этом стоит задуматься :-)
Тем не менее для шахматиста-практика - для уровня кандидата в мастера это вполне приемлемый материал (и даже более чем достаточный) и ни в какой мере не хочу принизить важность того объема переработанного и пускай даже в отдельных случаях просто скомпилированного материала, который мы видим в книгах Калиниченко. На самом деле важным является навык более "критического" отношения при использовании "чужих" источников! Но безусловно шахматист "почти" любого уровня сможет найти что-то полезное для себя в этих книгах.
В этом смысле, к примеру, серия Гарри Кимовича "Мои великие предшественники" проверена (и перепрверена) с помощью компьютера это видно и соответственно очень заметно отличается по "качеству".
И наконец по поводу "авторской программы". Чего то не припомню такого автора как Юрий Чехов :-) Возможно Вы имели ввиду программу Валерия Чехова подготовки шахматистов 4-2 разрядов? К сожалению у меня в библиотеке нет этой книги и я успел только бегло просмотреть этот материал. Припоминаю, что сама программа (там кажется в авторах не только один В.Чехов) рассчитана на 2 года обучения и если я не ошибаюсь авторы рассчитывали совершенствовать уровень шахматиста на начальном этапе обучения путем достижения "беззевкового барьера" за счет большого объема практических занятий. Если изучать эту программу в контексте темы "Внимание к шансам соперника" которую мы уже затрагивали на нашем форуме, то подобный подход вполне можно рассматривать как некий "трамплин" на пути формирования и развития этого важнейшего навыка!
По поводу квалификации - мне кажется мы должны одинаково внимательно и уважительно!!! относиться к комментариям любого читателя, любой квалификации (квалификация становиться заметна по ходу наших обсуждений) и вести адекватный, конструктивный диалог, "вежливо" поправляя друг друга, вовремя признавая собственные ошибки и заблуждения, если это необходимо :-)
Всего хорошего!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 241
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 10:49. Заголовок: Волгоградец пишет: ..


Волгоградец пишет:

 цитата:
И, если можно, личный вопрос не по теме - какой Вы шахматной квалификации? Я вижу, что достаточно высокой, но все же интересно узнать, какой именно.


deepness пишет:

 цитата:
помню по себе - когда сам ещё был КМС “удобнее” было играть даже черными:-)



Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 242
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 13:59. Заголовок: deepness пишет: ну ..


deepness пишет:

 цитата:
ну почему и Вы идете по пути нашего уважаемого админа, хотя к его чести он начал более внимательно анализировать чужие высказывания


И здесь я виноват оказался.

Волгоградец пишет:

 цитата:
Кстати, господа тренера, меня интересует Ваше мнение вот по какому вопросу: нужно ли добавлять в процесс обучения решение шахматных композиций?


Лично я постоянно предлагаю на своих занятиях задачи и этюды. Независимо от того, художественные они или нет. Для 3-4 разряда в основном предлагаю задачи. С увеличением силы учеников доля этюдов возрастает. Этюды очень замечательно подходят при изучении эндшпиля. Задачи служат для увеличения счетной способности.
Волгоградец пишет:

 цитата:
Да, действительно, при точной игре белых возможно получение некомфортных позиций, однако о точной игре на уровне 3 разряда говорить не приходится, где-нибудь да и выскочит неточность


О точной игре в маоизвестных дебютах говорить не приходится и для шахатистов вплоть до кмс, а иногда и до уровня мастеров. Лично играл против мастеров и гроссмейстеров левые схемы. И именитые соперники начинали немного "плавать". А уж о третьем разряде и говорить нечего. Так что левые схемы очень действенны в детских турнирах. Правда они работают на 1-2 партии. Дальше Вас раскусывают. Поэтому просто необходимо иметь в репертурае запасные варианты. Кстати, на форуме по этой ссылке можно посмотреть пример как раз левого дебюта. http://saranskchess.forum24.ru/?1-8-0-00000002-000-0-0#004.001

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 22
Зарегистрирован: 07.02.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 22:34. Заголовок: deepness доброй ночи..


deepness доброй ночи... конечно Валерий Чехов, признаю свою ошибку. Тоже просматривал ее бегло, поэтому и хотел узнать поконкретнее. И наконец, по поводу квалификации. Я никоим образом не хотел Вас задеть, мною движет одно лишь любопытство, которое, собственно, и держит меня на этом форуме :)
Кстати, по поводу "левых" схем советую отыскать электронную книгу КМС по заочным шахматамГеннадия Обухова "Дебютное хулиганство", где рассказывается как автор успешно применял "левые" дебюты в шахматах по переписке (!!!).

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.09 12:35. Заголовок: Комментарий


Добрый день!
Уважаемый "волгоградец" поверьте - Вы меня ничем не "задели" :-) , мы просто с Вами обменялись мнениями - в чем то они совпали, в чем то нет - это нормальный процесс! Когда же я писал: "...мы должны одинаково внимательно и уважительно относиться к комментариям любого читателя, любой квалификации..." я имел ввиду не себя, а то, что в силу того обстоятельства, что если на нашем форуме присутствуют шахматисты разного уровня - и перворазрядники и кандидаты в мастера и выше, то столкновение более "экспертных" мнений с менее квалифицированными мнениями неизбежно, поэтому возникает необходимость сохранить такой "эмоциональный фон", чтобы у всех участников нашего форума оставалось желание к продолжению взаимного общения, а также у тех посетителей, которые только случайно или впервые заходят на форум.
Всего хорошего!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.09 13:23. Заголовок: Комментарий


Мы, кстати, отвлеклись от непосредственной тематики нашего раздела - вопросов теории и методики обучения начинающих шахматистов. И я здесь хотел бы дополнить наш "список литературы" литературой "для самых маленьких", речь идет об известном авторе - сотруднике Института теории и истории педагогики РАО, председателе комиссии "Шахматы и образование" ДЮК РШФ, авторе методики обучения шахматам детей с 2-летного (!) возраста и учебного курса для начальной школы "Шахматы - школе", авторе более 60 популярных книг и изданий - Игоре Сухине. Его работы, методические рекомендации вполне можно рекомендовать к изучению тренерам, активно занимающимся с детьми младшего (и младшего школьного) возраста!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 46 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет