On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.09 23:37. Заголовок: К вопросу о формировании навыка "внимание к шансам соперника"


Добрый вечер уважаемые шахматисты! В очередной раз мы начнем диалог (как я надеюсь) о шахматной жизни, о тренерских буднях, о шахматных проблемах и остановимся на проблемах, которые приходится решать при расчете вариантов – поскольку в первой статье, как мы уже убедились актуальной явилась именно эта “платформа”, а в частности речь пойдет о начальном этапе формирования и дальнейшего развития навыка “внимания к шансам соперника”, что является одной из важнейших составных частей техники расчета вообще. Вероятно, есть необходимость уточнить смысл, который традиционно вкладывается в само название навыка – “внимание к шансам соперника” – во избежание разночтений! С “технической” точки зрения всё просто – вы намечаете некую тактическую операцию, но на каком то этапе реализации своей идеи обнаруживаете “контркомбинацию” или иную форму опровержения вашего замысла, так что начинаете искать другие возможности, либо вовсе отказываетесь от задуманных действий. В наших примерах я буду стараться показывать всю эту “технику” в так сказать “концентрированной форме” – то есть когда в позиции есть красивая тактическая возможность, но контрвозможность – не менее элегантна!
Уверен, что многим из вас – и шахматистам-практикам и тренерам приходилось сталкиваться с подобной тематикой, тем более уже не приходится говорить и о “упущенных” возможностях – “тут зевнул, там зевнул; ах вот если бы…” и т.п. – не секрет, что зачастую нам приходится слышать именно такой “крик души”. Но, к сожалению, понимание того, что “понедельник начинается в субботу” – в точности как у братьев Стругацких, приходит не сразу. А ведь именно обратить внимание на проблему – является первым важным шагом на пути её решения, первым шагом, ведущего к построению собственного (подходящего именно для себя) “метода” по решению вполне определённых шахматных задач, где развитые и отшлифованные навыки являются теми инструментами, которые определяют тот самый “класс” шахматиста. Не могу не привести здесь знаменитое высказывание Льва Ландау: “Метод всегда важнее результата!”, которое лишний раз доказывает существование неких универсальных когнитивных категорий, которые, как мы убеждаемся, подходят не только для физиков-теоретиков, но и для шахматистов!
Если читатель был внимателен, то в начале мы собирались начать “диалог” - именно диалог – а не монолог! Не сомневаюсь, что почти каждый из нас может поделиться эпизодами с “общественностью”, где решающую роль сыграл или мог сыграть указанный навык – привести собственные примеры из партий, примеры из партий которые встретились у других шахматистов и были вами подмечены, примеры, которые запомнились из партий ваших учеников или примеры, которые просто могли возникнуть как “гипотетические” варианты.
Со своей стороны постараюсь также привести некоторые запомнившиеся моменты и предложить “разминку”, которую можно будет использовать как раздаточный материал на занятиях, так и для собственной тренировки.
Однако прежде чем говорить о целесообразности специального подбора примеров именно по этому навыку – навыку “внимания к шансам соперника”, снова позволю себе “лирическое отступление” и начну с более общего вопроса, который мне когда-то пришел в голову: “А что, собственно говоря, является так называемой “целью” расчета вариантов – ради чего выстраивать такую сложную архитектуру техники расчета? Тренировать такое количество навыков, которые как мы говорим повышают “эффективность” такого расчета?”. Ответ на этот вопрос я в той или иной степени получил на сессиях Марка Дворецкого, которые мне посчастливилось посетить, когда я ещё был кандидатом в мастера. Первая сессия на которой я присутствовал признаться произвела на меня огромное впечатление! (это был 2001 год, кажется - город Чехов московской области и я к сожалению уже относился к категории “переростков” с шахматной точки зрения - мне уже перевалило за 20 лет). Атмосфера общения, общий уровень подготовки учеников школы, самобытность стиля преподавания самого Марка Израилевича и многое другое – всё это было впервые! Обычно целая сессия (а это 10 дней “напряженного” шахматного графика плюс спортивные нагрузки) посвящалась какому то определенному разделу, в данном случае эта была – “техника расчета вариантов”. Научился ли я считать варианты как шахматная программа? Вряд ли! Просто мне кажется, что здесь мы имеем дело с ситуацией схожей с изучением иностранных языков – необходима постоянная практика! А её у меня в силу определенных обстоятельств становится всё меньше. Но на самом деле важно другое – я познакомился с “методом” по изучению и тренировки “техники расчета вариантов”, понял структуру этого метода и основные направления по его оптимизации, повышению эффективности и все те атрибуты, которые сопутствуют любому такому методу! Так вот – если говорить о “целях” техники расчета, то многим её абсолютная или относительная сложность представляется в виде длинного и разветвленного “дерева расчета” (снова стоит вспомнить классику, книгу А.Котова) “пробегать” по которому чем дальше – тем сложнее. На самом же деле главная задача при расчете, по выражению Марка Дворецкого, - наладить и оптимизировать так называемую “дисциплину расчета”. По этому поводу рекомендую изучить книги Марка Дворецкого, которые по праву считаются одними из лучших в своей области. Я же для себя понимаю ту самую “дисциплину расчета” по своему (что ничуть не сужает её смысловой нагрузки) – как задачу по эффективной, оптимальной “организации” процесса расчета вариантов.
Думаю пора привести пример – действительно, если вы ставите себе целью “бежать” по “дереву расчета” ну пусть на 5…7…10 ходов вперед, но при этом “зеваете” какой-нибудь ресурс соперника уже на втором ходу…, то…правильно – необходимо подумать об иной организации процесса расчета, подтянуть определенные навыки.
Теперь перейдем к “целесообразности” (о которой мы говорили чуть выше) подбора и решения заданий при тренировке навыка “внимание к шансам соперника”.
Почему, к примеру, тренеру стоит потратить своё время не просто на выдачу очередного домашнего задания из многочисленных задачников по тактике, определяя лишь относительный уровень их сложности, а попробовать самостоятельно “профильтровать” такие сборники и найти примеры на указанный навык (если отсутствуют другие источники таких примеров)? Ответ может быть следующим: во-первых, начиная решать задание на “внимание к шансам соперника” шахматист должен определить мотив комбинации, очертания собственной идеи – к чему он сам стремиться? чего он хочет добиться от позиции? Соответственно повторяются все, уже известные ему, тактические приемы и тратить время на их повторение в отдельности не приходится! Во-вторых по мере углубления в расчет найденной идеи тренируется собственно “техника расчета”. И наконец в-третьих – необходимость обнаружить возражение за своего соперника вновь заставляет проделать все те же операции, которые были обозначены как - “во-первых” и “во-вторых”! Безусловно, результатом таких тренировок должно быть снижение уровня “зевков” и как следствие повышение спортивных результатов.
В заключении приведу позицию, которая мне встретилась и сразу запомнилась одной из первых, когда я только начал заниматься достаточно детально подбором таких заданий для себя и для шахматистов самой разной квалификации: Белые: Крh1, Фа6, Лf1, Сf7 п.п. а2, g2, h2 (7). Черные: Крh8, Фe4, Лd8, Кf6 п.п. e5, g7, h7 (7). Ход белых.
Действительно решение, которое напрашивается, кажется “тянет”, на первый взгляд, для шахматистов с квалификацией не выше второго разряда – 1.Лf6…(1…gf?? 2.Фf6х) и 2.Лf1…на любой шах по первой горизонтали (а на 1…Ла8 достаточного простого 2.Фf1…). Однако давайте задумаемся - какие возможности ещё есть у черных? Оказывается нарушить координацию белых фигур может нарушить 1.Лf6 (?) Фс6!! – это и “двойной удар” и “отвлечение” и использование слабости первой горизонтали – всё что угодно! Поняв, какое красивое опровержение ждет белых в случае опрометчивой жертвы, результатом которой будет попросту потеря качества, им скорее всего придется ограничиться, к примеру, более скромным 1.h3!?...
Обещанные мной примеры из собственной практики, из партий шахматистов с кем мне приходилось заниматься и просто эпизоды, замеченные в других поединках на данную тему (“внимание к шансам соперника”), а также обещанная “разминка” – в следующей статье!
Всего хорошего! До новых встреч!


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.09 00:28. Заголовок: Дополнение к теме "внимание к шансам соперника"


А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд…

Анна Ахматова

Добрый вечер уважаемые шахматисты! Действительно строки Ахматовой как нельзя более актуальны на нашем, к сожалению, пока немногочисленном форуме и выражают для автора уверенность в том, что каждый шахматист, читатель сможет не только познакомиться с шахматами на более “профессиональном” уровне, но и сможет реализовать или заново открыть для себя в той или иной степени своё внутреннее шахматное “я” – тот “клад”, который так ценен и для самого читателя и для авторов!
Итак, обещанные примеры эпизодов из практических партий на тему “внимание к шансам соперника”. Кстати предлагаю, если есть такая возможность, прежде чем ознакомиться с ответами в тексте, расставлять все позиции на доске и решать их самостоятельно – разумеется, без передвижения фигур.
Также отмечу, что уровень игравших шахматистов был относительно невысок – от второго разряда до уровня кандидата в мастера, однако проблемы, которые возникали при расчете вариантов, ясно указывали на необходимость более качественной организации “техники расчета” и, следовательно, на необходимость развития навыка “внимание к шансам соперника”.
Первый эпизод имел в прямом смысле слова “решающее” значение для одного из шахматистов, игравшего белыми в последнем туре (к тому же это был мой ученик) – решалась судьба титула чемпиона области в возрасте до 14 лет 2004 года, поскольку в случае ничейного результата количество очков у ближайших конкурентов выравнивалось и вступали в силу дополнительные показатели, которые и определили бы чемпиона.
Белые: Крс1, Лd1, Лh1, Са4, Сf4 п.п. а3, b4, c2, g3, h2 (10); Черные: Крg8, Ла8, Лe8, Cg4 п.п. b7, b6, c6, f7, g7, h7 (10). Ход белых. Как бы вы сыграли?
Не особо задумываясь над возможностями соперника, белые сразу же соблазнились мотивом “слабости 8-ой горизонтали” и сделали напрашивающийся ход – 1.Лde1 (?)… на что черные безропотно ответили 1…Леd8? и вскоре проиграли партию, а судьба чемпиона сразу определилась. Но оказывается в их распоряжении был отличный ресурс, дающий реальные шансы на ничью – 1…Л:е1! 2.Ле1 g5!! – великолепный двойной удар, одновременно ставящий под удар обоих белых слонов и создающий спасительную “форточку” для черного короля. Важно, что после 3.Cg5 Л:а4 белые не могут создать реальные угрозы мата по черным полям – ведь наличие таких возможных угроз при возникновении “разноцвета” хорошо известно, помимо ничейных тенденций!
В этом смысле хотелось бы отметить важность ещё одного навыка, которому мы также постараемся уделить в дальнейшем определенное внимание – “при расчете, а особенно при расчете комбинаций и форсированных вариантов – правильная оценка позиций (и нередко именно стратегическая! оценка позиций), возникающих после такого расчета крайне необходима!”
Следующая позиция возникла в партии, которая игралась на турнире во Всероссийском детском лагере “Орленок” в сентябре 2008 года. К слову сказать, заезды юных шахматистов в этот ведущий оздоровительный центр под патронажем 12-го чемпиона мира Анатолия Карпова уже давно стали ежегодными и немалый вклад в это вносит один из идейных вдохновителей и ведущий организатор таких выездных “сессий” в Орленке - Владимир Иванович Краюшкин! Замечу, что и команда республики Мордовия также побывала на одном из таких сборов. Но перейдем к самой позиции: Белые: Крh1, Фg1, Лe1, Лd1, Кс6 п.п. а2, b3, d6, f3, g2, h2 (11); Черные: Крf8, Фh4, Лh5, Лg6, Кg5 п.п. a5, b6, c7, f7, g7, h6 (11). Ход черных. Как бы вы сыграли?
В партии черные уверенно сыграли 1…К:f3 ??, рассчитывая только на свою угрозу – 2…Ф:h2 и немедленно были наказаны 2.Лe8!!+ и не дожидаясь мата после 2…Крe8 3.d7+ Крf8 4.d8Ф Фd8 5.Лd8х сдались. А ведь в распоряжении черных был вполне разумный ответ – например 1…cd!?, сохраняющий угрозу 2…К:f3.
В следующем примере (квалификационный турнир первого разряда на кандидатский балл) слабая “дисциплина расчета” также подвела одного из шахматистов. Белые: Крg1, Фa3, Кc3 п.п. a2, d4, e3, f2, g2, h3 (9); Черные: Крg8, Лc6, Сg7, Сс2 п.п. a6, b5, d5, e6, f7, g6, h7 (11). Ход белых. Как бы вы сыграли?
Несмотря на то, что у черных в качестве компенсации за ферзя – ладья, слон и пешка их положение выглядит более предпочтительным! Действительно – пара мощных черных слонов, перспектива движения (при случае) пешек ферзевого фланга и отсутствие пока что реальной контригры у белых все эти обстоятельства склоняют чашу весов в пользу черных фигур. Но белые вновь увлеклись заманчивым тактическим ресурсом – 1.К:b5 ab 2.Фa8+ и 3.Ф:с6… не проверив встречных возможностей черных и после 1.К:b5? Сf8! - вынуждены были сдаться.
Вполне допускаю, что трудно дать конкретный, исчерпывающий ответ белым – как играть в данной позиции. В таких случаях необходимо в какой то степени “довериться” своему опыту, интуиции и планировать перспективу дальнейшего течения партии, принимать какие то решения - опираясь не только на точный расчет, но и на общие стратегические принципы – например, что “вскрывать” позицию при наличии черных слонов белым не желательно и т.п., но по крайней мере так безропотно сдавать партию не стоит!
Быть может, белым стоило попробовать 1.Фа5!?... – по меньшей мере отражая возможность 1…Cf8 и подготавливая ловушку с 2.К:b5, а может - ограничится более скромным – 1…Фb2. Оставляю такой выбор за читателем.
И в заключении приведу короткую партию, которую играли шахматисты в квалификационном турнире второго разряда, но возможности, которые остались “за кадром” вполне можно использовать как задания для весьма опытных разрядников в контексте развития нашего навыка “внимание к шансам соперника”!
Итак: 1.e4 e5 2.Кf3 Кс6 3.Сс4 Кf6 4.Кg5 d5 5.ed Кd5 6.Сd5 (?) Фd5 7.Фf3 e4 (?) Как продолжить белым?
Как мы уже отметили, партия игралась шахматистами с квалификацией 2-3 разряда, по этой причине не будем слишком “придирчиво” относится к порядку ходов в смысле своеобразной “интерпретации” данного варианта защиты двух коней. Ведь нас интересует другая проблема – белым необходимо принять обоснованное решение и это решение должно быть подкреплено вариантами и, конечно же, не на уровне второго разряда! Так с чего же начать белым? Очевидно, что первая проблема – сравнить “чем взять на е4”? Применяя подобный “метод сравнения”, как нетрудно заметить, мы фактически решаем “проблему размена” ферзей! Именно с этим обстоятельством и должен быть связан выбор белых в первую очередь. Так “менять или не менять ферзей” – предпочитая 8.Ф:е4 Фe4 9.Ке4… или сразу 8.Ке4… - ? А что нам подсказывает опыт? А опыт подсказывает, что стороне, имеющей лишний материал, вообще говоря, выгоден переход в эндшпиль, а следовательно и размен ферзей! Но здесь, пожалуй, необходимо сделать важное дополнение, вернее обозначить ещё одну проблему, которая всегда существует при условии, если мы начинаем оценивать позицию на основе “опыта, “интуиции”. Речь идет о так называемом “соотношении” между “динамической оценкой” позиции и оценкой, которую мы делаем за тот небольшой интервал времени, когда только видим эту позицию “впервые”, оцениваем её по общеизвестным - “общим” критериям. Могу, по крайней мере, сказать за себя – не раз приходилось менять такую оценку, когда начинаешь “вникать” в суть положения, когда только чёткий и точный расчет является уже не дополнением, а основным инструментом такой оценки!
Однако в нашем случае мы говорим скорее о “приоритете” в расчете, имея ввиду, что сначала есть все основания начинать расчет, опираясь именно на “общую”, “интуитивную” оценку и только потом рассматривать другие возможности. Поэтому проверим прямолинейное 8.Ф:е4 Фe4 9.Ке4… и зададим вопрос – что могут предпринять черные после такого размена? Какими возможностями они могут располагать? Какие угрозы могут создать сразу? Давайте задумаемся – действительно ведь есть необходимость оценить очевидный “наскок” – 9…Кd4!? Почему именно 9…Кd4 - ? Проще некуда - потому что угроза пункту “с2” с поля b4 (9…Кb4) – менее эффективна, так как у белых появится дополнительный ресурс защиты 10.Ка3… В случае же 9…Кd4 выбор у белых невелик – 10.Крd1… и что теперь? Оказывается черные могут сыграть – 10…Сg4+, имея ввиду несложную тактику – 11.f3 К:f3 … Так что же это и есть опровержение всей нашей стратегии размена на восьмом ходу? Могу смело посоветовать, как поступать в подобных ситуациях – важно ещё раз самым тщательным образом проверить варианты! Задать себе вопрос – что я мог не увидеть? Где возможен малейший изъян в замысле соперника? И только в случае, если вновь перепроверив все основные “магистральные” направления нам не удастся найти что-либо, что может как то изменить наши выводы по позиции – только тогда следует начинать “корректировать” первоначальный замысел или вовсе отказаться от него! При более внимательном изучении положения после 11.f3 К:f3 вполне можно обнаружить идею – 12.h3!... вносящую ясность в позицию. Выясняется, что не проходит 12…Кg5 13.hg К:e4 из-за 14.Ле1!... и черные теряют коня на связке, а в случае 12…Ch5 вполне достаточно 13.Кg3! Попутно заметим - вероятно, что и у белых и у черных, могут оказаться какие то дополнительные возможности, судить о них – нашим читателям!
Таким образом, во-первых, можно сделать предварительный (!) вывод о приемлемости размена ферзей. И, во-вторых, как мы видим, развитие навыка “внимание к шансам соперника” вовсе не обязывает нас всё время делать какие-то “упреждающие”, “прфилактические” ходы – ведь в нашем примере мы использовали этот навык для проверки правильности наших замыслов, а учет замыслов соперника лишь делал наш расчет более точным!
И последнее, что мне бы хотелось здесь отметить – то обстоятельство, что немалую помощь в принятии самых разнообразных решений нам оказывает всестороннее изучение шахмат в самых разных их аспектах – так ход 12.h3… по сути является хорошо известным приемом, изучение которых безусловно обогащает нашу шахматную “культуру”. К примеру, подобная идея встречается и в некоторых дебютных построениях – так один из вариантов четырех коней, шотландской партии выглядит следующим образом: 1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Кc3 Кf6 4.d4 Cb4 5.К:e5! К:e4 6.Фg4 Кс3 7.Фg7 Лf8 8.а3!...
Всего хорошего, до новых встреч!


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.09 00:42. Заголовок: Дополнение к теме "внимание к шансам соперника"


По поводу самой первой позиции:
Белые: Крс1, Лd1, Лh1, Са4, Сf4 п.п. а3, b4, c2, g3, h2 (10); Черные: Крg8, Ла8, Лe8, Cg4 п.п. b7, b6, c6, f7, g7, h7 (10). Ход белых.
Забыл добавить, что белым конечно же необходимо было сыграть 1.Cb3!?..., вместо 1.Лde1?..., сохраняя перевес (имея ввиду указанный в комментариях ресурс 2...g5!!).

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 142
Зарегистрирован: 05.09.08
Откуда: РФ, Саранск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.01.09 12:43. Заголовок: deepness пишет: ком..


deepness пишет:

 цитата:
команда республики Мордовия также побывала на одном из таких сборов


Тема, посвященная этим УТС, уже существует. Хотелось бы услышать более подробное мнение об этих фестивалях.
http://saranskchess.forum24.ru/?1-1-0-00000005-000-0-0#001

Приведу несколько примеров из личной практики.
Чемпионат Мордовии-08.
Данилин Дмитрий – Сапожников Андрей, 7 тур.
Партия для меня играла очень важное значение, поскольку я вел борьбу за призовые места (5 очков из 6).
Б.: Крg1, Фg5, Лa1, Лf1, Cd2, Cf3, пп a3, b2, c2, d3, e5, f4, g2, h2.
Ч.: Крe8, Фс7, Лa8, Лh8, Cb7, Kc6, пп a7, b6, c5, d4, e6, f7, g6, h7. Ход чёрных.
Черных явно заботил вопрос с безопасностью их короля и активностью ферзя противника. Андрей хотел решить две проблемы разом. Хотя неплохо смотрятся варианты 1. … h6 2. Фh4 Ke7 с возможной длинной рокировкой или сразу 1. … Ке7. В партии последовало 1. … Фе7 явно рассчитывая на размен ферзей или длинную рокировку. Но Андрей совершенно не обратил внимание на мои возможности, связанные с тем, что ферзь и ладья черных встанут на одну диагональ. Последовало 2. Фg3 0-0-0 3. f5 Лde8 4. Сg5 и у чёрных появляются серьезные слабости.
После 4. … Фс7 5. fe fe возникла также интересная позиция. Я решил нажать на пешку е6, оставив под двумя ударами собственную пешку е5. Сделав ход 6. Фh3 я думал, что моя пешка неприкосновенна. Например, нельзя 6. … Ф:е5 из-за элементарного 7. С:с6 и 8. Сf6. В случае же 6. … К:е5 я рассчитывал выиграть коня путем 7. С:b7+ Кр:b7 8. Сf4 и 9. Ле1. Но я, как и мой соперник, не заметил очень простой выход 8. … Фg7 И связки нет, и конь под защитой. Да, пешка отыгрывается, но чёрные избавились бы от своей главной слабости.
Еще один пример.
Данилин Дмитрий – Губанов Дмитрий, товарищеский матч, 13-я партия.
Б.: Крg1, Фe2, Лa1, Лf1, Cc1, Cg2, Kf2, пп a2, b2, c4, g3, h2.
Ч.: Крe8, Фe7, Лb8, Лh8, Cb5, Cd7, Ke5, пп a7, c7, e6, f5, g5. Ход черных.
Ничего не мешает черным взять пешку слоном и выиграть качество. Но, скорее всего, они испугались шаха на с6, который никаких выгод для белых не сулил. Поэтому они решили сыграть надежнее, решив, что качество никуда не денется. Но при этом совершенно выпустили из вида мои возможности. 1. … К:с4 2. а4 и после 2. … Са6 3. Сс6+ Крd8 4. Сb5 мне удалось немного консолидировать свою позицию. Этот неожиданный ход (2. а4) так расстроил соперника, что уже на 7-м ходу отдал фигуру.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 15
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.09 15:31. Заголовок: А я приведу не приме..


А я приведу не пример из конкретной партии, а наблюдение, сделанное мной где-то лет в 15. Я только начинал играть во взрослых турнирах, а техника счета у меня была "детская", в моих вариантах соперники частенько находили "дыры". Любя погулять во время партии, я заметил, что позиция со стороны соперника смотрится совсем иначе (сейчас это прошло) и стал регулярно при ходе противника заглядывать ему через плечо) полезный метод самообучения именно "вниманию к шансам соперника"

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет